Современное конкурентоспособное производство
Наукоемкое создание и муниципальная политика в китае
В протяжении 90-х и 2000-х гг. Китай занял устойчивое место на мировом рынке больших технологий, но его основная функция на этом рынке сводится к сборке готовых изделий из привезенных из других стран компонент, толика которых составляет 60-70%. Зарубежные конторы, сначала тайваньские, с готовностью передали конечный шаг производства в Китай, сами сосредоточившись на более наукоемких и выгодных шагах производства. До какого-то времени такое положение дел устраивало и Китай, и его партнеров, но к середине 2000-х гг. стало ясно, что такое «разделение труда» в длительной перспективе для Китая неприемлемо. Сегоднящая ситуация — следствие гос политики последних 30 лет. И выход из нее тоже вероятен только при соответственных действиях со стороны страны.
«Получить не только лишь яичко, да и курицу»
В КНР прекрасно понимают пагубность лишней зависимости от зарубежных технологий, в первый раз испытанную в 1960 г. после отзыва русских профессионалов. Предоставленная в эру Дэн Сяопина возможность получения образования за границей — только одна из мер, направленных на скопление собственного научно-технического потенциала. Так, муниципальная программка по новым видам продукции 1988 г. предугадывала поддержку компаний, в производстве которых толика российских девайсов составляла выше 80%. Но в целом возможность резвого увеличения ВВП методом открытия новых компаний с привлечением прямых зарубежных инвестиций до недавнешнего времени отстраняла длительную задачку выстраивания собственного современного наукоемкого производства на 2-ой план.
Ультрасовременная застройка китайских городов прячет от наблюдающего нехватку собственных китайских технологий
В 1988 г. в рамках программки «Факел» было инициировано создание 53 зон развития больших технологий, к которым допускались и зарубежные партнеры. Сегодняшние гиганты Huawei, Lenovo и Founder были сделаны конкретно в этих зонах, но так как основное конкурентноспособное преимущество Китая состояло в дешевизне рабочей силы, то тут в главном производились те задачки наукоемкого производства, которые требуют малых познаний и компетенции. Была надежда, что зарубежные и совместные предприятия позволят Китаю накопить нужные технологии и компетенцию для собственного производства, но с течением времени стало разумеется, что задачку скопления потенциала для выпуска своей наукоемкой продукции Китаю необходимо решать без помощи других. К тому же, сейчас совсем ясно, что роль мирового сборочного цеха угрожает предстоящим обострением экологической и энергетической заморочек.
Невзирая на то, что коммерческий сектор не решал задачку скопления научно-технического потенциала, с 1992 по 2003 гг. число ученых, находящихся на содержании центрального правительства, снизилось с 400 000 до 266 000 человек. Считается, что в некий мере эта разница компенсируется переходом к финансированию науки силами местных властей и личных организаций, но статистика по коммерческим компаниям также отражает тенденцию к сокращению научного персонала. С 1991 по 2003 количество средних и больших компаний, имеющих собственные отделы по НИОКР, сократилось с 53% до 25%. Вобщем, в тех компаниях, которые сохранили научно-исследовательские отделы, численность персонала возросла и повысилась доходность научно-исследовательской деятельности. Таким макаром, тенденция к сокращению научно-исследовательских кадров в учреждениях центрального правительства, также больших и средних организаций, может быть, способствует оздоровлению научно-исследовательского общества.
Новые задачки одиннадцатой пятилетки (2006-2010)
Построение инноваторского страны - одна из главных задач одиннадцатого пяителтнего плана. В декабре 2005 г. также был принят Государственный руководящий план научно-технологического развития в средне- и длительной перспективе на 2006-2020 гг. Он предугадывает передачу лидерства в научно-исследовательских работах от государству к личным компаниям. Кроме испытанных устройств предоставления налоговых и денежных льгот, инноваторские предприятия будут воспользоваться преимуществами при проведении муниципальных закупок. Также уделяется внимание скоплению нужного образовательного и управленческого потенциала, так как, невзирая на очень возросшее число студентов и выпускников вузов, Китай как и раньше очень отстает по таким принятым показателям научно-технического развития как число приобретенных патентов и индекс цитирования в интернациональных научных публикациях.
Определяющие черты современных инноваторских экономик известны: научно-техническое развитие обеспечивает выше 70% их экономического роста, вложения в НИОКР составляют выше 2% ВВП, зависимость от импортируемых технологий составляет меньше 30%. Приблизительно этих характеристик Китай и стремится достигнуть к 2020 г., разве что, научно-техническое развитие должно обеспечивать не 70%, а только 60% экономического роста.
Но нынешний Китай отстоит от этих целей очень далековато. Вправду ли получится в настолько недлинные сроки решить трудности нехватки собственных обученных исследовательских и управленческих кадров, организовать современное конкурентоспособное наукоемкое создание, способное не только лишь собирать конечные изделия, да и разрабатывать комплектующие к ним, также развить внутренний рынок наукоемкой продукции? Вероятнее всего, это задачка очень амбициозна, чтоб стать реальностью, но считать, что Китай навечно остается только приютом потогонных производств, более нет оснований. В будущих публикациях мы разглядим несколько примеров современных китайских инноваторских компаний.
Больше по данной теме:
- З. Муромцева. Вкладывательная политика Китая и борьба за национальное развитие. Обозреватель - Observer (№10, 2001).
- Yongnian Zheng, Minjia Chen. China plans to build an innovative state. Briefing series — issue 9. China Policy Institute, the University of Nottingham (2006).
- Shujie Yao. Building a strong nation. How does China perform in science and technology? Briefing series — issue 15. China Policy Institute, the University of Nottingham (2006)
- Kathleen Walsh. Foreign High-Tech R&D in China. Risks, rewards and implications for U.S.-China relations. The Henry L. Stimson Center (2003).
- John Walley, Weimin Zhou. Technology Upgrading and China's Growth Strategy to 2020. The Centre for International Governance Innovation (2007)
About these ads
Like this:
Нравится Загрузка...
Related