Современное конкурентоспособное производство
Что нужно для сотворения современного конкурентоспособного производства мпп и эм
Этот материал представляет собой попытку переосмысления опыта работы ряда
русских компаний (а именно, НИЦЭВТ и ИТМ и ВТ), которые в течение
довольно долгого времени являются полностью продвинутыми в масштабах мировой
глобализации и передовыми в масштабах российскей промышленности, чтоб более
точно найти свое собственное положение на рынке производства печатных плат
(ПП) и электрических модулей (ЭМ), также ситуацию в отрасли в целом. Зачем
будет нужно сконструировать ответы на такие нескончаемые вопросы как:
– что делать;
– куда идти;
– конечная цель.
И сначала пред нами встает неувязка реализации
конкурентоспособного, сверхтехнологичного производства печатных плат (ПП) и
электрических модулей (ЭМ).
Рыночная экономика выдвигает условие конкурентоспособности как совсем
нужное для сохранения устойчивого экономического (общественного) положения
предприятия, что предполагает:
1. Получение прибыли (рентабельность).
2. Выпуск продуктов (либо другой продукции), реализующих функцию, подходящую
потребителю, — занятие соответствующей рыночной ниши.
3. Выпуск продукции высочайшего свойства и надежности.
Чтоб выстроить конкурентоспособное создание ПП и ЭМ, нужно решить
последующие задачки:
1. Оснастить создание современным технологическим оборудованием (для
чего необходимо:
– верно сконструировать характеристики и объемы изделий;
– избрать соответственное оборудование;
– выполнить проектные работы;
– найти финансирование — бизнес-проект).
2. Найти последовательность технологических операций, которые
нужно выполнить — создать маршрутный техпроцесс.
3. Иметь КД с требованиями, адекватными реализуемой технологии (задачка
DFM — проектирование для производства).
4. Оценить способности использования инфраструктуры.
В ОАО НИЦЭВТ эти задачки были реализованы в процессе модернизации
производственного комплекса, проведенной в 2006—2009 г.г.
Последующей задачей становится обеспечение рентабельности. При всем этом подходы к
достижению рентабельности могут быть различными:
1. Сиюминутная рентабельность (тактическая):– обеспечение
резвой оборачиваемости обратных средств, при обеспечении прибыльности
отдельного структурного производственного подразделения («контрактное
производство»).
2. Рентабельность стратегическая:
– для обеспечения резвого выхода на рынок предприятие может дотировать
планово убыточное подразделение, чтоб потом восполнить убытки из прибылей
от реализации готовой РЭА.
Выбор хорошей схемы обеспечения рентабельности —
стратегическое решение менеджмента предприятия либо
вертикально-интегрированной структуры.
В ОАО НИЦЭВТ, например, реализован 1-й (на наш взор, более тяжело
реализуемый) вариант обеспечения рентабельности. Он очень нелегко дался
коллективу производственного комплекса. Потребовалось 4 года напряженного
труда, поиск и выстраивание отношений с партнерами, существенное омоложение
коллектива профессионалов с сохранением костяка опытнейших технологов, освоение
новых подходов к поиску заказов, запуску их в создание, диспетчированию и
реализации заказов с высочайшим качеством. Не все из загаданного осуществлено, но
верно просматривается положительная тенденция по повышению уровня
рентабельности, значительно возросла техно сложность изготавливаемых на
производственном комплексе МПП, ЭМ, также различного рода механических
деталей, нужных для реализации всеохватывающего приборного производства.
Вообщем, если гласить о реализации 1-го варианта обеспечения рентабельности,
в особенности в отношении производства ПП (с учетом принципно больших издержек,
связанных с инженерным и вещественным обеспечением производства) — эта
реализация вероятна при выполнении последующих критерий:
– загрузка на 70…80% от теоретического объема;
– планирование загрузки (для оптимизации программки обеспечения);
– равномерность загрузки.
Подавляющее большая часть русских компаний, производящих ПП (в
особенности) и ЭМ, к которым предъявляются завышенные требования по
эксплуатационной надежности, сейчас базируют свою загрузку (прямо либо
опосредованно) на выполнении Госзаказа.
Но из-за неравномерности финансирования экономных работ для заслуги
применимого уровня рентабельности требуется обеспечить подабающее сочетание в
объемах производимой продукции как госзаказа, так и коммерческого заказа. Одним
из вариантов решения этой задачи (имеется в виду плановая загрузка) является
создание центров компетенции (ЦК) по классам изделий — региональных,
корпоративных, отраслевых.
В рамках концерна «Вега» таким центром компетенции по изготовлению ПП и ЭМ
планирует стать ОАО НИЦЭВТ. Сосредоточение корпоративных (отраслевых) заказов в
ЦК позволит минимизировать издержки, неравномерности загрузки и прирастить
рентабельность (1 типа).
Отметим, что выставленные сейчас на рынке производства ПП условно можно
поделить на 3 вида:
Создание 1-го вида (средне- и крупносерийное).
Это создание:
– работающее в широком технологическом окне (адекватном конструктивным
нормам);
– включающее малое количество контрольных операций;
– использующее дешевенькие базисные и технологические материалы;
– изготавливающее ПП широкого внедрения (ДПП, МПП4).
При всем этом изделия могут быть довольно сложными (к примеру, МПП для
современных цифровых телевизоров либо индивидуальных компов).
Создание 2-го вида (малосерийное, многономенклатурное, единичное)
Это создание:
– реализует точное проигрывание технологических режимов;
– обеспечивает контроль производимых изделий на соответствие НТД (т.е.
черт, определяющих надежность и качество);
– употребляет дорогие базисные и технологические материалы;
– является типовым сверхтехнологичным созданием, изготавливающим
сложные, высоконадежные узлы.
Создание 3-го вида (прототипное, единичное, инновационное)
Это создание:
– создается для работы на краю технологического окна, для реализации
очень вероятных на данный период времени технических черт;
– просит контроля после каждой операции;
– способно изготавливать сверхпрецизионные ПП, делать инноваторские
НИОКРы, осваивать новые техпроцессы.
Такое создание предугадывает принципное отсутствие тактической
рентабельности, оно работает только на перспективу, на развитие.
В Рф, в главном, представлены предприятия 2-го вида, рассчитанные на
многономенклатурное, малосерийное создание высоконадежных и довольно
сложных МПП, работающие, в главном, на госзаказ (идет речь о производствах,
модернизированных в последние 5-7 лет). Они или решают задачки ублажения
внутренних нужд «родного» предприятия и поэтому, обычно, не выгодны,
или пробуют работать по принципу контрактных производств (имеется в виду
изготовка ПП и ЭМ на своей производственной базе по «чужой» КД). Такие
предприятия обычно употребляют дорогие базисные технологические материалы,
обременены сложной системой обеспечения свойства и не много
конкурентоспособны по стоимости. Все же, некие из их могут
создавать и создают высоконадежные и сложные конструктивно МПП и ЭМ.
Все же, эти производства (производства 2-го вида) полностью могут быть
применены в качестве базы для формирования центров компетенции —
корпоративных, отраслевых, региональных.
Каковы же главные задачки, которые призваны решать такие ЦК:
– они должны стать точками роста технологической компетенции как
производителей, так и разработчиков;
– им нужно верно сформировывать отношения
«разработчик-производитель».
Одна из сторон последней задачки — реализация политики DFM
(проектирование для производства), другими словами, русских конструкторов
(разработчиков) нужно обучить (приучить) проектировать малотрудоемкие
изделия, приспособленные к определенным способностям
определенных производств. Основная неувязка — увеличение
требований к продуманности конструкторских разработок. Проектируемые изделия
уже на исходной стадии разработки должны разрабатываться как серийные (при
этом серийность совсем не непременно предполагает выпуск огромного количества,
но непременно предполагает отработку на технологичность).
В конечном итоге, для гармонического развития отрасли, по нашему воззрению,
нужно:
1. Создание 1-2 инноваторских центров (производства 3-го вида) на базе
передовых ЦК.
2. Создание ряда производств 1 вида — крупносерийных массовых
производств (сначала по изготовлению ПП), которые, правда, не могут
быть реализованы без решения вопроса организации производства высококачественных
базисных материалов.
Перейдем к опыту наших компаний. Основное переоснащение производства МПП
и ЭМ ОАО НИЦЭВТ, реализованное в 2006-2009 г.г., было выполнено за счет
собственных средств. Внедренное оборудование принадлежит к категории более
передового в техническом отношении, и по этой причине на базе нашего
производственного комплекса полностью может быть организован на исходном шаге
корпоративный центр компетенции по ПП и ЭМ, а в перспективе — и
инноваторский центр (см. рис. 1).
Рис. 1. Оснащение цехов ОАО НИЦЭВТ
В части производства ПП наше оборудование реализует последующие главные
технологические процессы:
– гальваника, подготовка поверхности, проявление и снятие фоторезиста,
травление, нанесение адгезионного покрытия. Автоматическое ламинирование;
– автоматическое экспонирование;
– вакуумное прессование с масляным нагревом;
– прецизионное сверление, в том числе глухих отверстий, с корректировкой,
учитывающей размерные конфигурации отверстий, и обработку контура;
– электроконтроль.
Такое оснащение позволяет изготавливать МПП со последующими
чертами:
– поперечник сверления — 0,15 мм;
– линия/зазор — 75 мкм;
– H/d — 11:1.
Более полные свойства наших изделий представлены в таблице 1.