Автосервис. Управление рисками:
Как регулируется авторынок Евросоюза
Философия рыночной экономики в Евросоюзе предоставляет полную свободу операторам рынка в их действиях, если они не нарушают положений о свободе конкуренции «Договора о создании ЕС» 1957 г. заключенного в целях достижения четырех свобод – свободы движения людей, товаров, капитала и услуг , а также проведения общей политики. С 1 декабря 2009 вместо этого договора действует «Договор о функционировании Европейского Союза».
Деятельность автокомпаний на автомобильном рынке Евросоюза регулируют нормативные акты Европарламента и Еврокомиссии (регламенты) в целях защиты интересов потребителей, стимулирования малого и среднего бизнеса, увеличения занятости населения, защиты местных производителей, поощрения конкуренции, ведущей к снижению потребительских цен. Издание нормативных актов инициируется не только правительственными, но в большой степени и общественными организациями предпринимателей.
Общественные организации европейского ритейла и автосервиса считают, что госрегулирование авторынка в интересах потребителей необходимо, так как оно:
♦ гарантирует конкуренцию на рынке в интересах потребителей;
♦ необходимо, чтобы гарантировать качество;
♦ обеспечивает дилерам и ремонтникам больше независимости;
♦ обеспечивает стабильность, требуемую для капиталовложений;
♦ увеличивает потребительский выбор;
♦ улучшает логистику и оптимизирует продажи.
Без госрегулирования автопродуценты душат конкуренцию.
С 2003 г. в Европейском Союзе действует новая правовая основа и деловая практика в торговле автомобилями, запасными частями, услугами по ремонту – введен Регламент (Regulation) 1400/2002. В 2010 г. он был продлен и дополнен. Борьба за контроль над европейским авторынком завершилась поражением автокорпораций – они уже не управляют рынком, власть над рынком – в руках государства.
Регламент Евросоюза регулирует, как в нем указано, «…соглашения и связанную с ними практику… (agreements and corresponding concerted practices)», т. е. не только условия соглашений, но и все письменные указания, инструкции и документы, ограничивающие права дилеров или содержащие требования от дилеров действий, противоречащих законодательству о конкуренции.
Например, Европейская Комиссия по конкуренции наложила в 2005 г. штраф в размере 71,8 млн. евро на компанию DaimlerChrysler AG, за противодействие конкуренции в торговле и лизинге автомобилей:
DaimlerChrysler требовал фиксирования цен в Бельгии и снижал поставки тем дилерам, которые предоставляли скидку более разрешенной (3 %). Это рассматривается как управление поставщиком конечными ценами продажи, практика, которая уже была наказана решением Комиссии в июне 2004 года против Volkswagen.
DaimlerChrysler требовал от дилеров германской сети не продавать автомобили вне закрепленной за ними территории.
DaimlerChrysler ограничил продажи автомобилей дилерами в Германии и Испании независимым лизинговым компаниям, если те не имеют конкретных клиентов для лизинга соответствующих автомобилей. Тем самым была исключена конкуренция между собственными и независимыми лизинговыми компаниями, так как независимые компании не могли заказать автомобили в резерв и получить скидки, полагающиеся всем владельцам парков. Соответственно, лизинговые компании не могли перенести на потребителей льготы от скидок и наличия автомобилей. Регламент Комиссии требует рассматривать лизинговые компании как конечных заказчиков, если их клиенты не имеют права выкупа автомобилей до истечения срока действия контракта.
Еврокомиссия оштрафовала в 2005 г. автокомпанию Peugeot на 49,5 млн. евро за запрет ее голландскому дилеру экспортировать автомобили в страны Евросоюза. Если бы речь шла о третьих странах вне Евросоюза, такая политика правомерна. Но рынок всех стран Евросоюза рассматривается как единый, поэтому Еврокомиссия и оштрафовала автокомпанию.
Цели, поставленные Еврокомиссией в Регламенте 1400/2002, практически достигнуты – новые правила ослабили контроль автокомпаний над продавцами и обострили конкуренцию авторизованных дилеров между собой и с независимыми предприятиями в целях снижения цен и улучшения обслуживания потребителей.
♦ Разрешением мультибрендинга облегчено проникновение новых производителей на рынок путем использования существующих дилерских сетей.
♦ У силена конкуренция между дилерами одной марки, поощрено разнообразие в дилерских форматах, уменьшена плотность дилерских сетей за счет их концентрации.
♦ Облегчен доступ изготовителей запасных частей к aftermarket введением определений «оригинальных» и «равноценных» запасных частей.
♦ Авторизованным дилерам разрешено приобретать не только оригинальные запасные части для внегарантийных ремонтов и сервиса.
♦ Независимым ремонтникам обеспечена возможность конкурировать с сетями авторизованных дилеров.
♦ Потребителям разрешено делать ТО в гарантийный период в независимых автосервисах и они не теряют права на гарантийные ремонты.
♦ Автопроизводителям предписано продавать техническую информацию независимым ремонтникам.
Законодательное регулирование европейского авторынка представляет интерес для российских бизнесменов и потребителей. Российские авто дилеры могли бы, зная о преимуществах, которых добились организованные европейские автодилеры, ремонтники и торговцы запчастями, требовать от автопроизводителей таких условий взаимоотношений, которые способствуют развитию дилерских фирм, а не только соблюдению интересов автокорпораций.