Автосервис. Управление рисками:
Логистические риски, ведущие к убыткам:
♦ повреждения машин при местных перегонах и маневрировании на территории и в помещениях;
♦ потери времени на ожидание запчастей, материалов;
♦ потери времени на ожидание опаздывающих сотрудников;
♦ потери времени на блуждания специалистов по цеху в поисках инструмента, материалов, бригадира, техдокументации.
Логистические риски службы запчастей:
♦ задержки отгрузок поставщиками;
♦ опоздание в высылке заказов поставщикам;
♦ потери на складе вследствие порчи, путаницы адресов и номеров;
♦ потери или порча товаров в пути.
При закупке любых товаров можно встретиться со следующими рисками:
♦ риск не поставки товара вообще;
♦ риск опоздания поставки по вине поставщика;
♦ риск опоздания поставки по вине перевозчика;
♦ риск опоздания поставки по метеоусловиям;
♦ риск случайной гибели или случайного повреждения товара при перевозке, погрузо-разгрузочных операциях и хранении на перевалочных пунктах;
♦ риск поставки неполного количества заказанных товаров;
♦ риск поставки некачественных товаров частично или полностью;
♦ риск поставки ненужных клиенту товаров в случае неверного заказа;
♦ риск некомплектности сложных технических товаров;
♦ риск задержки товаров в пути по вине властей (таможня, транспортная инспекция и другие органы власти);
♦ риск естественной убыли за период транспортирования;
♦ риск изменения качества товара за период транспортирования вследствие метеоусловий, несоответствующего температурного режима в транспортном средстве;
♦ риск неполучения платежей;
♦ риск невозмещения убытков;
♦ другие риски.
Логистика становится определяющим фактором, от которого во многом зависит успех или неудача компаний. Это обусловлено не только постоянно растущим ценовым давлением, но и такими явлениями, как глобализация и электронный бизнес.
Электронное сотрудничество с партнерами и клиентами включает:
♦ деловое сотрудничество – передача и согласование документов;
♦ совместное использование информации (предоставление доступа к спецификациям товаров и ценам, информация об уровне сбыта, меры по стимулированию сбыта и т. д.);
♦ совместное планирование на стратегическом, операционном и тактическом уровнях.
Для обеспечения рентабельности и защиты своих интересов логистическое мышление необходимо «включать» с самого начала проектирования бизнес-процессов.
Концепция управления логистикой: «Координация на высшем уровне, деятельность – на локальном».
Способы ведения конкуренции посредством преимуществ логистики:
♦ по качеству – делать правильно;
♦ по скорости – делать быстро;
♦ по затратам – делать дешево;
♦ по эффективности управления – делать надежно.
Традиционные средства не дают возможности надолго опережать конкурентов – и новые товары, и новые услуги, и новые методы работы почти сразу копируются конкурентами. Лишь применение логистики, возможности которой только начали использоваться, может обеспечить заметное повышение рентабельности. За счет управления логистическими рисками можно значительно сократить расходы и сделать процессы более эффективными, повысить качество обслуживания и увеличить объем реализации.
Риски порой заложены в заключаемых договорах. При чтении договоров некоторых предприятий порой хочется перечеркнуть их красным карандашом и поставить двойку – настолько неряшливо и неумно они сделаны. По таким договорам спор в арбитраже заведомо проигран.
Использование типовых текстов значительно упрощает подготовку конкретного договора, но универсального текста, способного надежно обезопасить ваши интересы, не существует, потому, что все разнообразие условий невозможно предусмотреть. Юристов в области хозяйственного права в условиях рынка в нашей стране еще не просто мало, но слишком мало, опыт у них небольшой, они порой плохо представляют себе свои функции и берутся консультировать вовсе не по тем аспектам сделок, по которым следует.
Проекты договоров надежнее готовить самим, не следует доверять это контрагентам, так как каждая сторона сделки подсознательно или с умыслом старается в условиях договоров защитить свои интересы и уменьшить свою ответственность.
Договоры должны готовить те, кто будет их исполнять. Не делайте распространенной ошибки – не доверяйте юристам готовить договоры полностью. Они вовсе не специалисты в бизнесе и чаще всего принимают за образец типовые договоры и «списывают» их тексты, как школяры.
Проекты договоров должны проверять и визировать руководители тех служб, которые будут отвечать за исполнение договора. Юрист – специалист по хозяйственным отношениям должен проверить проект договора.
В серьезных компаниях существует контрольный экземпляр договора, на котором печатается штамп-таблица для подписей визирующих.
На самом деле, задачи юриста – именно этому его обучали (если он, конечно, не был двоечником) – проверить:
♦ все условия договора на соответствие законодательству;
♦ правовые последствия каждого условия и разъяснить их вам;
♦ выгодность для вас в правовом отношении текста каждой статьи договора, рекомендовать необходимые изменения;
♦ предусмотрены ли санкции за нарушение каждого условия договора каждой стороной;
♦ достаточно ли четко изложены условия получения возмещения убытков с нарушителя договора и сможет ли сам юрист отстоять на их основании ваши интересы, зная процессуальные правила арбитража;
♦ правильно ли изложены условия разрешения споров – место и способ рассмотрения споров (арбитраж, суд, третейский суд) применяемое законодательство (вашей страны или страны контрагента);
♦ правильно ли приведены в договоре юридические наименования и юридические адреса сторон;
♦ уполномочен ли представитель контрагента подписывать договор: есть ли у него доверенность или заверенная копия устава его предприятия, если он – руководитель. За рубежом предприниматели прекрасно понимают, что совет юриста поможет избежать крупных убытков и без юристов сделок не заключают.
Проект приказа
Для обеспечения экономической безопасности предприятия право подготовки и подписи договоров с юридическими и физическими лицами от имени предприятия предоставляется уполномоченным сотрудникам приказом по предприятию.
Сотрудники, не уполномоченные приказом по предприятию готовить и заключать договоры, не имеют права вести переговоры с возможными контрагентами и подписывать любые документы, налагающие обязательства на предприятие.
В соответствии с вышеизложенным,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Подготовку текстов договоров и переговоры по согласованию условий договоров с другими юридическими лицами ведет служба, в сферу деятельности которой входит исполнение договора, а также договорно-правовая служба (эксперт Иванов Т.Р., юрист Петрова М.Б.).
2. Тексты всех договоров до их заключения должны визировать службы, которые будут ответственны за исполнение договоров: коммерческая, логистическая, транспортная служба, бухгалтерия, склад, договорно-правовая служба.
3. Трудовые договоры (контракты) соглашения, договоры подряда с физическими лицами готовит кадровая служба.
4. Запрещается без тщательного анализа и переработки в интересах предприятия применять тексты типовых и других договоров, опубликованных в различных, в том числе юридических изданиях.
5. В случае представления текста договора контрагентами, тщательно анализировать их, корректировать для соответствия интересам предприятия и визировать в соответствующих службах.
6. Договоры от имени предприятия имеют право подписывать сотрудники, которым настоящим приказом предоставлено такое право.
7. Оригиналы подписанных договоров и визовые экземпляры с визами только руководителей соответствующих служб хранятся в бухгалтерии как документы строгой отчетности. Визовые экземпляры служат источником информации в случае расследования причин убытков по тому или иному договору. Копии договоров хранятся в договорно-правовой службе и службе, ответственной за исполнение договора.
8. Право подписи договоров настоящим приказом предоставляется: Генеральному директору Дюжеву П.Р., Зам. Генерального директора Ромашову Т.С. Указанные сотрудники имеют право подписывать договоры только при наличии всех виз соответствующих подразделений. Нарушение этого указания преследуется в административном и уголовном порядке.
9. Учитывая полномочия и квалификацию, генеральному директору предоставляется право при нахождении в командировках готовить или изменять подготовленные службами условия договоров и подписывать их без предварительного получения виз соответствующих служб. Однако после подписания такого договора соответствующие службы должны завизировать договор, изложив в докладной свои замечания, если они есть.
10. Право подписи договоров может быть представлено отдельным приказом другим сотрудникам при необходимости заключения ими договоров с выездом в другие города. При этом сотрудникам выдается доверенность на право заключения сделок на определенный период. Указанные сотрудники не имеют права изменять условия договоров, подготовленных соответствующими службами без получения письменного согласия и нового текста условий от ответственной службы.
11. Право подписи доверенностей предоставляется Генеральному директору, его заместителю, главному бухгалтеру и его заместителю.
12. Право подписи документов на оплату предприятием товаров и услуг, связанных с основной деятельностью, предоставляется Генеральному директору, его заместителю, главному бухгалтеру и его заместителю.
13. Право подписи документов на оплату услуг и товаров сторонних предприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности предприятия предоставляется, кроме лиц, указанных в п. 11, также заведующему хозяйством, начальнику транспортной службы (…..и др.)
14. Право подписи выставляемых предприятием счетов предоставляется руководителям служб, выставляющих счета.
15. Печатью предприятия заверяются только подписи уполномоченных настоящим приказом сотрудников. Печать хранится у (…..) и применяется им строго в соответствии с установленным порядком.
16. В случае если сотрудники, не уполномоченные действующим приказом по предприятию и доверенностью готовить и заключать договоры, подпишут любые документы или дадут устные обещания, налагающие обязательства на предприятие, их подписи не будут заверяться печатью предприятия, а сотрудники подлежат наказанию вплоть до увольнения, даже если они ранее периодически получали право подписи. Если их действия нанесли материальный ущерб предприятию, возмещение ущерба может быть востребовано через суд.
Автосервисы считают повторные ремонты неприятной, но неизбежной частью бизнеса. Однако во многих случаях они не знают, как это влияет на их показатели. Если сервисный центр рентабелен, то они не замечают потерь тысяч долларов.
Когда виновен механик