ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Принятие решений в информационной системе управления строительной организацией
Продукцией управленческой деятельности является управленческое решение. Основное содержание труда управленческих работников строительных организаций состоит именно в выработке и реализации управленческих решений. По существу цикл управления представляет собой непрерывную цепь принятия и реализации управленческих решений.
В процессе всякого производства (особенно строительного) постоянно возникает множество различных проблем, которые необходимо решать. Проблемы могут быть техническими, производственными, экономическими, социальными, бытовыми, психологическими, правовыми, финансовыми, снабженческими, кадровыми и другими (под проблемой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному).
Управленческими решениями определяются цели строительной организации, объемы и сроки выполняемых строительно-монтажных работ, расстановка кадров, их функции и обязанности, распределяются материально-технические и денежные ресурсы, устанавливаются формы оплаты труда, т.е. вся деятельность строительной организации протекает на основе управленческих решений. Отсюда ясно, какое огромное значение имеет качество принимаемых и реализуемых управленческих решений.
С точки зрения формализации, решения делятся на формализуемые и не- формализуемые. Формализуемые решения известны как программируемые. Они являются результатом реализации определенной последовательности действий или шагов (подобных тем, которые предпринимаются при решении математического уравнения). При этом число альтернатив ограничено и выбор делается в пределах направлений, заданных организацией, а также с учетом нормативов, стандартов, правил и т.д.
Выделение класса программируемых решений позволяет разрабатывать стандартные процедуры принятия решений под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью.
Неформализуемые решения (непрограммируемые) принимаются в ситуациях, отличающихся новизной, внутренней неструктурированностью, неполнотой и недостоверностью информации, многообразием и сложностью влияния различных факторов. Это не позволяет находить решение путем построения адекватных математических моделей, и основную роль в поиске играют человек и его способность разрабатывать соответствующую процедуру, ведущую к выполнению задачи. Неформализуемыми являются решения, связанные с определением целей и формулировкой стратегии развития организации, с изменением ее структуры, с прогнозами работы на новых рынках и т.п. Количество таких решений увеличивается по мере роста масштабов и сложности организации ; к такому же результату приводят современные тенденции к глобализации экономики, так как ее прямым следствием становится рост числа связей между организациями, большая динамичность как внешней, так и внутренней среды организации. Неформализуемые решения — это проблемы, содержащие как количественные, так и качественные характеристики объекта управления, отражающие субъективное отношение лица, принимающего решение, к тем или иным процессам или состояниям.
Количество неформализуемых решений повышается по мере продвижения сверху вниз по вертикали управления. Поэтому высшему звену управления приходится иметь дело в основном со слабоструктурированными решениями, на среднем уровне характер возникающих проблем требует принятия как тех, так и других решений (при этом надо отметить, что автоматизация труда в этом звене сопровождается ростом удельного веса решений, характеризующихся большей структурированностью), в низовом звене преобладают решения, принятие которых осуществляется чаще всего по заранее разработанным правилам и процедурам.
Поскольку под решением подразумевается выбор единственного решения или нескольких его альтернатив из общего их количества, необходимо установить критерии, позволяющие формировать допустимые варианты решений, сравнивать их и выбирать лучшие.
Обоснованный выбор критерия является важнейшим вопросом при принятии любых решений. Наиболее полно система критериев оценки решений разработанадля формализуемых решений, позволяющих применять экономико-математические методы. С их помощью определяются лучшие решения, например, по таким параметрам, как сроки окупаемости капиталовложений, прирост доходов или прибыли, минимизация текущих издержек или максимизация производительности труда и т.п. Нередко в качестве критерия выбора решения применяется фактор времени, особенно важный в условиях переходного периода, для которого характерна неустойчивость состояния экономики и общества в целом. Задержка с принятием решения или выбор решения, которое связано с более длительным процессом реализации, может существенно снизить ожидаемые результаты (из-за инфляции, изменения политики и прочих факторов внешней среды).
Возможность оценки вариантов по неформализуемым решениям с помощью математического аппарата, как правило, отсутствует. Отметим лишь, что в строительных организациях в качестве общего критерия, удовлетворяющего всем основным требованиям, в ряде случаев целесообразно принимать массу прибыли. Этот критерий, хотя и не лишен недостатков, лучше всех других возможных показателей отражает рост национального дохода, ускорение ввода в действие объектов и мощностей, улучшение использования производственных фондов, увеличение объема реализованной строительной продукции. Показатель прибыли входит в число утверждаемых сверху показателей плана, служит основой взаимоотношений с бюджетом, атакже, как уже отмечалось, основным источником формирования фондов предприятия. Принятие прибыли в качестве критерия оптимальности сводит к минимуму количество требуемых ограничений.
При решении многих задач строительного производства надо считаться с наличием не одного, а ряда критериев, причем нередко оптимизация по одному из них ухудшает значение других. Так, повышение качества строительных работ сопровождается их удорожанием и увеличением сроков, сокращение сроков часто влечет за собой дополнительные затраты и снижение качества.
В таких случаях можно применить способ, согласно которому оптимизацию надо сначала осуществлять по одному из критериев, а остальные учитывать в качестве ограничений, затем — по другому критерию и т.д. При этом фактически решается не одна, а несколько оптимизационных задач, рассматриваемых последовательно (например, в первой задаче критерием служит размер затрат, а ограничением — продолжительность строительства, во второй — наоборот).
Другой способ учета многокритериальности задачи сводится к формированию некоторого комплексного критерия, представляющего собой, например, сумму отдельных критериев, каждый из которых наделяется определенным «весовым» коэффициентом. Меняя значения «весов», решают, как и при первом способе, несколько оптимизационных задач, азатем выбирают один из результатов в качестве окончательного, оптимального.
Выбор ограничений системы является таким же ответственным делом, как и установление критерия оптимальности. По сути здесь решается единая задача, поэтому критерии и ограничения надо выбирать во взаимосвязи и одновременно, чтобы не упустить некоторых существенных требований и не вызвать нарушений в работе системы.
Так, приняв в качестве критерия оптимальности для жилищно-строительной организации годовой объем сдачи готовых квартир в эксплуатацию, надо выставить ограничение, гарантирующее нормальную работу в следующем году (таким ограничением может быть, например, обязательное создание определенного задела). Если этого не сделать, то под давлением принятого критерия оптимальности все силы строительной организации будут направлены на завершение в текущем году уже ведущихся строек, задел на будущий год не будет образован, в результате чего кажущееся благополучие текущего года приведет к серьезному провалу в последующие периоды.
Вместе с тем следует всегда стремиться к минимуму необходимых ограничений, чтобы задача оптимизации по избранному критерию могла быть практически решена.
Как и критерий оптимальности, любое ограничение должно допускать количественную оценку и, по возможности, иметь физический смысл. Так, обязательная величина задела на будущий год должна составлять не меньше чем столько-то процентов от годовой программы или выражаться в сумме не менее стольких-то миллионов рублей. Равномерность использования того или иного ресурса может измеряться, например, отклонением фактического уровня потребления ресурса от среднего значения. Точно так же срок завершения конкретной стройки может принять вид ограничения «Не позднее чем», а срок начала — «Не ранее чем». Обязательность выполнения определенного объема работ принимает вид ограничения «Не менее чем», а недопустимость перерасхода заработной платы — «Не более чем».
Во многих случаях, когда проблема распадается на подпроблемы,ее решение является результатом решения всех составляющих ее иерархически расположенных подпроблем. Это требует установления четкой взаимосвязи критериев и ограничений всей проблемы и отдельных подпроблем. Взаимосвязь, как правило, определяется тем, что подпроблема более низкого уровня может быть полностью решена лишь на основе решения проблемы высшего уровня. Иногда такая взаимосвязь и соподчиненность обеспечиваются принятием результатов оптимизации, выполненной по критерию всей проблемы в качестве ограничений или составляющих целевой функции подпроблемы.
Например, проблема оптимального годового планирования деятельности строительной организации по критерию объема ввода в действие жилой площади распадается на подпроблемы формирования перечня сооружаемых объектов, составления календарного графика их строительства и др. В этом случае первоначально установленный набор объектов, обеспечивающих максимальный годовой объем ввода жилья, можно принять в качестве ограничения при решении задачи календарного планирования по критерию равномерного использования трудовых ресурсов строительной организации.
Довольно часто подобные взаимосвязи и соподчиненность удается описать с помощью так называемого «дерева» целей, критериев и ограничений.
Вернемся снова к выбору критериев управленческих решений. Отметим, что иногда вообще не удается четко сформулировать критерий и вместо него указывают лишь предпочтение, т.е. любую форму ликвидации неопределенности в выборе альтернатив, вплоть до уже упоминавшегося простого упорядочения.
Некоторые решения принимают с учетом ряда факторов, по каждому из которых имеется свой критерий качества решения. В этом случае неизбежен «компромисс» между несколькими критериями, если, конечно, они гетероген- ны (разнородны по своему составу) и их нельзя свести к одному общему критерию.
Нередко принятию решений существенно способствует применение теоретико-игровой трактовки задачи, при которой принимающий решение является арбитром в «игре», а «игроками» — различные признаки. Возможные варианты решений оцениваются игроками с их точек зрения, а арбитр выбирает некоторое справедливое решение с помощью методов математической теории игр. Одной из разновидностей решения является субоптимизация, т.е. оптимизация не всей системы, а ее отдельных частей.
Однако каким бы ни было решение, всегда ищут такой вариант, который наиболее эффективен при наименьшем риске. При этом эффективность рассматривается как степень достижения результата, а риск — как мера потенциальной подверженности недостаткам.
По мере создания и развития автоматизированных информационных технологий появилась возможность автоматизации процедур, характерных для процесса принятия решения. Постепенно стали развиваться новые системы, получившие название систем поддержки принятия решений (СППР), о которых уже говорилось выше. В результате их применения повысилась скорость формирования решений, улучшилось их качество за счет оценки многих факторов.
Характерная черта СППР заключается в том, что произошел отказ от фундаментального принципа в поиске объективного оптимального решения, характерного для полностью формализуемых задач. Сугубо оптимальные (формальные) методы в рамках СППР используются лишь на нижних уровнях иерархии управления.
Автоматизация ряда процедур формирования решений с помощью СППР позволила возложить на компьютер следующие функции:
- генерация возможных вариантов решений;
- оценка вариантов и выбор лучшего из них;
- анализ последствий принятого решения;
- обеспечение работы системы исходными данными, поступающими из других систем (подсистем).
Под системой поддержки принятия решений будем понимать человекомашинные системы, которые позволяют лицам, принимающим решение, использовать данные и знания объективного и субъективного характера для решения слабоструктурированных (плохо формализуемых) проблем.
На рис. 6.2 показана связь между автоматизированной информационной системой (АИС) предприятия и СППР различных уровней.
СППР на уровне строительной организации | ||
СППР среднего уровня управления | ||
СППР оперативного уровня управления строительной организации | ||
Система сбора, обработки, хранения и передачи данных (АИС) | ||
Рис. 6.2. Связь между автоматизированной информационной системой предприятия (АИС) и СППР различных уровней
|
Согласно рисунку, в основе функционирования любой СППР лежит АИС — автоматизированная информационная система, которая позволяет с помощью показателей, содержащихся в базах данных, отслеживать не только текущее состояние предприятия, но и его состояние за прошедший период.
Необходимость в СППР возникает и на оперативном уровне управления (на уровне строительных участков). Чаще всего здесь используют модели линейного программирования или имитационные модели. Типичными задачами этого уровня являются: расчет календарных графиков строительных объектов, расчет оптимальных объемов запасов сырья и материалов и т.д., составление графиков поставки материалов на объекты строительства. На этом уровне качественная информация используется только в форме параметров, которые согласуются со структурными подразделениями строительной организации для реализации.
На среднем уровне управления предмет и содержание решений меняются, они, как правило, связаны с реализацией общих целей функционирования строительной организации, поэтому возникает потребность в информации из внешней среды. СППР должна помочь специалистам принимать решения, касающиеся издержек производства, сбыта продукции, установления цен выбора поставщиков и т.д.
Решения, которые принимаются на высшем уровне управления предприятия, относятся к стратегическим. Они касаются конкурентоспособности строительной организации, ее политики, политики маркетинга. Здесь решаются проблемы неэкономического характера, влияющие на пути дальнейшего развития, проблемы стратегического планирования и целеполагания. Информация, используемая при этом, в большей своей части поступает из внешних источников и поэтому, как правило, приблизительна и недостоверна.
Любая из СППР независимо от уровня обслуживания структурно состоит из нескольких компонентов (рис. 6.3). Рассмотрим их.
Рис. 6.3. Структура системы поддержки принятия решений строительной организации |
База данных создается и поддерживается средствами АИС. Она используется в СППР в качестве внешнего источника данных и содержит информацию о состоянии дел как на самом предприятии, так и за его пределами. Внутренняя информация касается производства, финансов, запасов, основных фондов, оборотных средств, кадров и т.д. Она достаточно точна и содержится в обязательной бухгалтерской и статистической отчетности.
Внешняя информация отражает состояние дел во внешней сфере и касается рынка, конкурентов, поставщиков, мировых тенденций в области финансов и цен на энергоносители.
Система управления базами данных (СУБД) необходима для их создания и манипулирования. СУБД может быть собственной, т.е. входящей только в состав СППР, но может быть и общей с АИС. Как правило, применяется общая с АИС СУБД, так как используется общая для этих систем база данных.
Основные функции СУБД это: создание и изменение структуры файлов, обновление (корректировка) данных, обработка данных, обеспечение выдачи информации по запросам.
База знаний содержит модели принятия решений, ориентированные на вполне конкретную область. Наиболее распространенными формами отражения знаний человека в базе являются:
- дерево целей, снабженное формулами расчета;
- дерево И—ИЛИ (дерево вывода);
- семантические сети;
- нейросети.
Система управления базой знаний представляет собой совокупность программных средств со следующими функциями: создание деревьев целей, деревьев выводов, семантических и нейросетей, их обновление и изменение, инициирование запросов к базе знаний и выдача ответов. Система управления базой знаний (СУБЗ) должна обеспечить:
- простоту создания и использования моделей баз знаний;
- оценку соответствия результатов применения баз знаний целям системы управления.
Для этого система управления базами знаний должна содержать:
- язык моделирования для структуризации проблемы, описания целей и определения данных, необходимых для формирования моделей;
- командный язык для управления моделями;
- язык для манипулирования моделью в процессе решения задачи.
Блок расчетов или выводов предназначен для построения матрицы решений и оценки сгенерированных вариантов с помощью заранее определенного критерия.
Пользовательский интерфейс является диалоговым компонентом системы и представляет собой программные и аппаратные средства, которые обеспечивают взаимодействие пользователя с системой. Термин «пользовательский интерфейс» охватывает все аспекты взаимодействия пользователя и системы поддержки решений.