ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Объекты проектирования информационных систем и технологий в управлении строительными организациями
Создание ИС и ИТ управления строительной организацией представляет собой сложный процесс проектирования, включающий решение системотехнических (разработка технологии функционирования системы, а также комплекса моделей и информационного обеспечения как единого целого), экономических и организационных (обоснование целей, критериев и ограничений системы и ее частей, совершенствование структуры, создание нормативной базы, оценки стоимости и эффективности системы и т.д.), технологических (нормализация технологии и построение моделей возведения строительных объектов), математических (разработкаматематического и программного обеспечения системы), технических (выбор комплекса технических средств), правовых (подготовка и оформление правовых актов, определяющих взаимоотношения различных элементов системы между собой и с внешней средой, анализ соответствия предлагаемых принципов действующим правовым нормам и т.д.) и социально-психологических (взаимодействие человека и машины, комплектование коллективов и т.п.) задач.
Весь процесс разработки и создания системы можно расчленить на последовательные стадии проектирования, для каждой из которых характерна та или иная степень детализации и законченности проекта и его частей (техническое задание, технический проект, рабочий проект, внедрение) и, следовательно, конкретный набор решаемых задач. Переход от стадии к стадии позволяет, не упуская связи между задачами, доводить их до вида, удобного для конкретных потребителей запроектированной системы — тех или иных подразделений строительной организации. Кроме того, проектирование ИС и ИТ организационного управления принципиально отличается от проектирования технических систем, что оказывает большое влияние на способы проектирования и ввода системы в действие.
Охарактеризуем эти отличия. Так, создаваемая техническая система чаще всего предназначена для широкого применения. Например, новая автомашина или трактор могут быть выпущены сериями в любом требуемом количестве и использованы в различных районах и странах. ИС, подобно уникальному сооружению, обычно является оригинальной разработкой, предназначенной для конкретной строительной организации и отражающей ее потребности. Разумеется, это не препятствует широкому использованию типовых алгоритмов и программ, серийно выпускаемых технических средств и т.п. Для некоторых организаций, в частности домостроительных комбинатов, очевидно, возможна разработка полных типовых проектов.
Поскольку при создании новой технической системы, как правило, предусматривается ее массовое тиражирование, первоначально проектируют, изготовляют, испытывают и доводят до кондиции экспериментальный образец или небольшую опытную партию. Лишь после этого начинается массовый выпуск созданной технической системы. Такой подход невозможен при создании ИС строительной организации, которая, как отмечалось, обычно создается в единственном экземпляре. Испытание и доводка системы возможны только после завершения проектных работ, отладки программ для ЭВМ, монтажа технических средств и т.д. Поэтому многие недостатки проекта обнаруживаются лишь в процессе ввода системы или ее частей в действие, что может отрицательно сказаться на деятельности строительной организации (объединения).
Стремясь свести к минимуму эти недостатки, проектировщики ИС, в отличие от инженеров, занимающихся техническими системами, уделяют особое внимание ранним стадиям разработки, в том числе так называемым предпро- ектным работам, в процессе выполнения которых формируются наиболее важные принципиальные решения по системе. Попытки сократить объем и сроки предпроектных работ, как правило, влекут за собой несоизмеримо большие потери времени и средств на последующих стадиях создания и существенно снижают эксплуатационные характеристики системы.
Новые технические системы обычно серийно выпускаются без значительных изменений сравнительно долгое время. Например, автомашины определенной марки производятся на протяжении ряда лет. Существенные изменения вносятся лишь в связи с непредвиденным развитием тех или иных отраслей науки и техники или возникновением принципиально новых требований к системе, причем в этом случае новая модель полностью заменяет прежнюю.
В отличие от такого подхода эволюция ИС предусматривается заблаговременно в ее проекте. Устанавливается рациональная очередность ввода в действие конкретных задач основных подсистем и соответствующих элементов обеспе-
чивающих подсистем. Происходит постепенное наращивание мощности системы при гарантированной «стыковке» вводимых в эксплуатацию в разное время ее частей. Причем основа удовлетворительной стыковки частей системы закладывается на уже упомянутых ранних стадиях разработки ИС.
Из этого отличия вытекает ряд других. Так, для технической системы можно без труда зафиксировать момент ее ввода в действие, тогда как момент начала эксплуатации ИС не всегда ясен (учитывая, что нередко первые внедряемые задачи наиболее просты и наименее эффективны). Точно так же нарушается привычное для разработки технических систем представление о порядке следования стадий проектирования, согласно которому внедрению всегда предшествует рабочий проект системы, а он составляется лишь после утверждения технического проекта. Такой порядок применим лишь к отдельным подсистемам, задачам и элементам, причем разные задачи (элементы) в конкретный момент времени могут находиться на разных стадиях реализации. Поэтому в первую очередь необходимо разработать облик всей будущей системы, определяющий механизм ее функционирования, структуру, взаимосвязи частей, этапность проектирования и внедрения. Лишь после этого можно приступать к детальной разработке и вводу в действие отдельных подсистем и задач элементов.
В технических системах решающую роль играет оборудование, причем завершение его монтажа и наладки фактически означает ввод системы в действие. При проектировании ИС главная роль принадлежит человеку, а технические средства имеют вспомогательное значение. Важную роль играет разработка и реализация большого комплекса таких организационно-экономических мероприятий, как совершенствование структуры строительной организации (объединения), использование новых методов материального и морального стимулирования, решение ряда правовых и социально-психологических вопросов.
Технические системы мало связаны с внешней средой. Как правило, эти связи ограничиваются снабжением нужными ресурсами, сама же система функционирует достаточно автономно. Связи ИС с внешней средой чрезвычайно велики и разнообразны. Среда воздействует на формирование (и изменение) целей и критериев системы, перестройку ее структуры и т.д. Поэтому на ранних стадиях разработки следует учитывать все сколько-нибудь существенные внешние связи, кроме того, в проекте должна быть предусмотрена определенная гибкость, приспособляемость к среде.
Доля затрат на оборудование при создании ИС значительно ниже, чем в технических системах. Зато намного больше расходы, связанные с исследовательскими и проектными работами. Это естественно, поскольку технический комплекс в основном собирается из серийно выпускаемых технических средств, а оригинальность проекта, отражающая индивидуальность строительной организации, достигается в результате выполнения большого объема исследований и проектных проработок.
При проектировании технических систем центральной фигурой, как правило, является отраслевой специалист (например, при создании нового типо-
вого проекта жилого дома — инженер-строитель), тогда как разрабатывать ИС в строительстве нельзя без участия проектировщиков принципиально нового типа — инженеров-системотехников. Такой инженер должен, с одной стороны, обладать требуемыми знаниями в области теории систем, науки управления, математики, методов проектирования ИС и т.д., с другой, — владеть знаниями в области организации, планирования, технологии, экономики строительства и ряда других строительных дисциплин. Вследствие перечисленных отличий технических систем от ИС управления строительными организациями при создании последних нельзя использовать хорошо отработанные, эффективные методы проектирования и внедрения различных технических систем (в том числе и связанных с автоматизацией управления технологическими процессами). Именно поэтому потребовалась разработка новых методов и подходов к проектированию в строительстве.
Под объектами проектирования ИС будем понимать отдельные подсистемы, функции, задачи и процедуры, подлежащие автоматизации в процессе проектирования и создания информационной системы управления строительной организацией. Такие объекты выбирают на основе обследования существующей системы и сведений о функциональной структуре ИС, знания достигнутого технического уровня средств автоматизации, их наличия и возможности приобретения.
Рассматривая ИС в технологическом аспекте, выделяют: аппарат управления (АУ), информационную технологию (ИТ), информационную систему решения функциональных задач (ИСФЗ) и систему поддержки принятия решений (СППР), которые информационно и технологически взаимоувязаны и составляют основу архитектуры ИС (рис. 6.1).
Объектами проектирования ИТ являются обеспечивающие подсистемы, реализующие процедуры сбора, передачи, накопления и хранения информации, ее обработки и формирования результатов расчетов в нужном для пользователя виде. ИТ представляет собой информационно-технологический базис для функционирования ИСФЗ и СППР.
Объектами проектирования ИСФЗ являются процессы автоматизации решения задач. В рамках различных функциональных подсистем применительно к строительным организациям — это автоматизация решения задач подготовки строительного производства, оперативного управления, составления бизнес-планов, управления материально-техническими ресурсами, бухгалтерского учета и т.п. Каждая из функциональных подсистем представляет собой набор комплексов задач, состоящих из отдельных задач с конкретным алгоритмом преобразования исходной информации в результатную.
Тщательно спроектированное технологическое обеспечение информационной технологии позволяет не только успешно решать функциональные задачи управления, но и в рамках СППР менеджерам и руководителям организации проводить в интерактивном режиме аналитическую и прогнозную работу для последующего принятия управленческих решений.
4^
и> |
Методы и модели поддержки принятия решений |
Обеспечивающие
подсистемы |
Поток внешних информационных связей А |
функциональные, производственно- ресурсные и структурные подсистемы управления |
—организационное
обеспечение — техническое обеспечение —информационное обеспечение — математическое обеспечение — программное обеспечение —лингвистическое обеспечение — правовое обеспечение — эргономическое обеспечение |
V |
Сбор |
Объект управления (ОУ) |
Управляющая
система |
Аппарат
управления |
Рис. 6.1. Структура ИС управления строительными организациями |
V |
Запись на магнитные носители |
|
Информационная технология (ИТ) |
V |
экономического
планирования — оперативного управления — подготовки производства — материально- технического снабжения —управления техническими ресурсами — персоналом |
ИС решения функциональных задач (ИСФЗ) — технико |
Внешняя среда
Информационная система (ИС) |
инжиниринга
— методы реинжиниринга —методы контроллинга — системы искусственного интеллекта — экспертные системы —имитационное моделирование —нейронные сети ИДр. |
Система поддержки принятия решений (СППР) — методы |
Технологическое обеспечение ИТ, как правило, по составу для ИС различных экономических объектов однородно, что позволяет реализовывать принцип совместимости информационных систем в процессе их функционирования. Обязательными элементами проектируемого технологического обеспечения ИТ являются: информационное, лингвистическое, техническое, программное, математическое, организационное, правовое, эргономическое. Охарактеризуем каждое из них более подробно.
Информационное обеспечение (ИО) представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в ИС. Оно включает в себя специально организованные для автоматического обслуживания совокупность показателей, классификаторов и кодовых обозначений элементов информации, унифицированные системы документации, массивы информации в базах и банках данных на машинных носителях, а также персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.
Лингвистическое обеспечение (ЛО) объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц, в ходе общения пользователей со средствами вычислительной техники. С помощью лингвистического обеспечения осуществляется общение человека с машиной. Лингвистическое обеспечение включает информационные языки для описания структурных единиц информационной базы (документов, показателей, реквизитов и т.п.); языки управления и манипулирования данными информационной базы ИТ; языковые средства информационно-поисковых систем; языковые средства автоматизации проектирования ИС и ИТ; диалоговые языки специального назначения и другие языки; систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования автоматизированных ИС и ИТ.
Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс технических средств (технические средства сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, тиражирования информации; оргтехника и др.), обеспечивающих работу ИТ. Центральное место среди всех технических средств занимает персональный компьютер (ПК). Структурными элементами технического обеспечения наряду с техническими средствами являются также методические и руководящие материалы, техническая документация и обслуживающий их персонал.
Программное обеспечение (ПО) включает совокупность программ, реализующих функции и задачи ИС и обеспечивающих устойчивую работу комплексов технических средств. В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программы, а также инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения и персонал, занимающийся его разработкой и сопровождением на весь период жизненного цикла ИТ.
К общесистемному программному обеспечению относятся программы, рассчитанные на широкий круг пользователей и предназначенные для организации вычислительного процесса и выполнения часто встречающихся вариантов обработки информации. Они позволяют расширить функциональные возможности ЭВМ, автоматизировать планирование очередности вычислительных работ, атакже автоматизировать работу программистов. Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разрабатываемых при создании ИТ конкретного функционального назначения. Оно включает пакеты прикладных программ, осуществляющих организацию данных и их обработку при решении функциональных задач ИС.
Математическое обеспечение (МО) — совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач и в процессе автоматизации проектировочных работ. Математическое обеспечение включает средства моделирования процессов управления, методы и средства решения типовых задач управления, методы оптимизации исследуемых управленческих процессов и принятия решений (методы многокритериальной оптимизации, математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и т.п.). Техническая документация по этому виду обеспечения ИТ содержит описание задач, задания по алгоритмизации, экономико-математические методы и модели решения задач, контрольные примеры их решения. Персонал составляют специалисты в области организации управления объектом, постановщики функциональных задач, математики-специалисты по моделированию процессов управления и вычислительным методам, проектировщики ИТ.
Организационное обеспечение (ОО) представляет собой комплекс документов, составленный в процессе проектирования ИС, утвержденный и положенный в основу эксплуатации. Эти документы регламентируют деятельность персонала ИС в условиях функционирования ИТ, ИСФЗ и СПИР. В процессе решения задач управления данный вид обеспечения определяет взаимодействия работников управленческих служб и технологического персонала ИТ с техническими средствами и между собой. Организационное обеспечение реализуется в различных методических и руководящих материалах по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации ИС, ИТ, ИСФЗ и СППР. В частности, оно формируется при проведении предпроектного обследования, составлении технического задания и технико-экономического обоснования на проектирование, разработке проектных решений в процессе проектирования, выборе автоматизируемых задач, типовых проектных решений и пакетов прикладных программ (ППП), что отражается в технорабочей документации, а в процессе внедрения системы и ее эксплуатации корректируется и пополняется по мере расширения круга решаемых задач.
Правовое обеспечение (ПрО) представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и внедрении ИС и ИТ. Правовое обеспечение на этапе разработки ИС и ИТ включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика, с правовым регулированием различных отклонений в ходе этого процесса, а также акты, необходимые для обеспечения процесса разработки ИС и ИТ различными видами ресурсов. Правовое обеспечение на этапе функционирования ИС и ИТ включает определение их статуса, правового положения и компетенции звеньев ИС и ИТ в организации, прав, обязанностей и ответственности персонала, порядка создания и использования информации в ИС, процедур ее регистрации, сбора, хранения, передачи и обработки, порядка приобретения и использования вычислительной и телекоммуникационной техники и других технических средств, создания и использования математического и программного обеспечения.
Эргономическое обеспечение (ЭО) как совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования ИС и ИТ, предназначено для создания оптимальных условий высококачественной, высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в ИТ, для ее быстрейшего освоения. В состав эргономического обеспечения ИТ входят: комплекс документации, содержащей эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям деятельности персонала, а также набор наиболее целесообразных способов реализации этих требований и осуществления эргономической экспертизы уровня их реализации; комплекс методов учебно-методической документации и технических средств, обеспечивающих обоснование и формулировку требований к уровню подготовки персонала, а также формированию системы отбора и подготовки персонала ИТ; комплекс методов и методик, обеспечивающих высокую эффективность деятельности персонала в ИТ.
Рассмотренные обеспечивающие подсистемы ИТ, как правило, аналогичны по составу для ИС различных строительных организаций. Другое дело, — набор функциональных подсистем, входящих в составы ИС, ИСФЗ и СПИР. Их состав зависит от видов работ, которые выполняет строительная организация, ее специализации и т.д. Поэтому в процессе проектирования ИС необходимо учитывать требования работников среднего звена управления, так как они реализуют свои функции на конкретных участках управленческой деятельности и являются активными участниками информационного процесса в организации.
Состав, порядок и принципы взаимодействия функциональных подсистем устанавливаются с учетом достижения стоящей перед строительной организацией цели функционирования. Основными принципами выделения самостоятельных подсистем и комплексов задач являются: их относительная самостоятельность, т.е. наличие объекта управления, наличие конкретного набора функций и соответствующих им задач.
Кроме этого в состав ИС входит система подготовки принятия решений, которая проектируется как информационная система для обслуживания руководителей среднего и верхнего уровней управления. СППР рассчитана на аналитическую и прогнозную работу в режиме реального времени и использует полный набор технических, математических, программных средств и информационных ресурсов, накапливаемых в ИС. Для функционирования СППР создаются база знаний, хранилища данных, а также разрабатывается специальное программное обеспечение для моделирования анализируемых и прогнозируемых ситуаций, накопления знаний по различным аспектам управленческой деятельности.
Не менее важными объектами проектирования являются автоматизированные рабочие места (АРМ) специалистов-менеджеров и руководителей различных звеньев и уровней управления организацией. Определяющей в этом процессе является профессиональная квалификация работника.