Сварные соединения и швы
Сварным соединением называют участок конструкции, в котором отдельные ее элементы соединены путем местного сплавления или совместного пластического деформирования материала этих элементов по их примыкающим поверхностям, в результате чего возникает прочное сцепление металлов, основанное на межатомном взаимодействии. В сварное соединение входят сварной шов, зона термического влияния и примыкающие к ней участки основного металла.
Сварной шов — это участок сварного соединения, образовавшийся в результате кристаллизации металла сварочной ванны.
Зоной термического влияния называют участок не подвергшегося расплавлению основного металла, структура и свойства которого изменяются в результате нагрева и пластической деформации при сварке.
Сварные соединения и швы классифицируют по следующим основным признакам: типу соединения — стыковые, угловые, тавровые и нахлесточные (табл. 1.1, ГОСТ 5264—80); форме свариваемой конструкции; форме подготовленных под сварку кромок.
Стыковые соединения. Свариваемые элементы располагаются в одной плоскости или на одной поверхности. Стыковые соединения, как правило, выполняют непрерывными швами. При сварке двух заготовок разной толщины рекомендуется на более толстой заготовке выполнить скос для выравнивания толщин. Форма разделки кромок в зависимости от вида сварки и толщины заготовки указана в табл. 1.1.
Угловые соединения выполняют как односторонними, так и двусторонними швами. Соединения односторонними швами не рекомендуются для изделий, работающих в условиях знакопеременных и ударных нагрузок
Тавровые соединения. Этот вид соединения, в котором торец одного элемента сопрягается с поверхностью другого элемента, широко применяют в строительных металлических конструкциях, таких, как колонны, балки, фермы и др.
Нахлесточные соединения образуются при налож-ении плоской поверхности одного элемента на плоскую поверхность другого. Швы накладывают с торцов элементов (лобовые швы) или с боковых сторон (фланцевые швы). Величина нахлестки (перекрытия) должна составлять не менее пяти толшин наиболее тонкой из свариваемых заготовок
В соответствии с ГОСТ 11960—79 сварные швы Классифиіш - Руют по расположению в пространстве (рис. 1.7), по действующему на них усилию (рис. 1.8, а...г), по форме внешнего контура сечения шва (рис. 1.9, а...б).
|
|
По протяженности различают сплошные и прерывистые швы. Длину сварного шва назначают из условия расчета на прочность в пределах 50...150 мм, а расстояние между швами— 1,5..2,5 длины шва.
Подготовка кромок под сварку регламентируется для различных видов сварки соответствующими ГОСТами
Конструктивными элементами кромок, подготовленных под сварку заготовок и сборку последних для сварки, являются: зазор B; притупление с угол {3 скоса кромки; угол а разделки кромок, равный Р или 2|3; смешение кромок б (рис. 1.10, а...з).
Разделка кромок под сварку стальных заготовок необходима, если толщина последних превышает 7 мм, в противном случае возможен непровар, перегрев или пережог металла. Соответствующая подготовка кромок позволяет накладывать швы отдельными слоями небольшого сечения, что улучшает структуру сварного соединения и уменьшает сварочные напряжения и деформации.
Угол разделки кромок выбирают в пределах (60=5).,. (20±5)°, а зазор B — в пределах 1,5...4 мм Правильно установленный зазор позволяет избежать непровара при наложении первого (корневого) шва. Притупление с кромок необходимо для обеспечения устойчивости процесса сварки при выполнении корневого шва. Отсутствие притупления, которое обычно назначают равным (2=1) мм, может явиться причиной прожогов при сварке.
На механические свойства сварного соединения большое влияние оказывает смещение 6 кромок заготовок (см. рис. 1.10, з). Допустимое смещение зависит от типа конструкции, материала и условий эксплуатации.