РАСТАЧИВАНИЕ И ХОНИНГОВАНИЕ ЦИЛИНДРОВ И ГИЛЬЗ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Основными неисправностями цилиндров (гильз) являются: износ, цара- пины и задиры рабочей поверхности, износ и повреждение посадочных поя- сков, коррозия наружной поверхности.
Износ цилиндров по длине и диаметру происходит в результате трения поршневых колец. Рабочая поверхность цилиндра принимает форму овала и конуса, обращенного вершиной вниз.
При износе цилиндра на величину 0,3 ... 0,35 мм (для большинства двига- телей) и увеличения зазора в сопряжении цилиндр-поршень выше допустимого без ремонта цилиндры подвергаются ремонту, а гильзы замене или ремонту.
Одним из способов ремонта цилиндров и гильз является расточка их до ремонтного размера. Нормальные и ремонтные размеры гильз некоторых авто- тракторных двигателей приведены в таблице 1.
Растачивание цилиндров производится на специальных алмазно- расточных станках различных моделей, в том числе 278Л, 278Н, 2А78Н. Техни- ческая характеристика станков приведена в таблице 2.
Расточные гильзы подвергаются окончательной обработке хонинговани- ем. Хонингование производится на специальных вертикально-доводочных станках ЗК84, 2М8З, ЗГ833, ЗН84, техническая характеристика приведена в таблице 3.
Обработка хонингованием производится абразивными брусками или дру- гими режущими инструментами при одновременном вращательном и возврат- но-поступательном движении. Сочетание таких двигателей обеспечивает полу- чение равномерной сетки пересекающихся рисок, причем, одно и то же зерно абразива не повторяет свою траекторию дважды (рис. 1).
Такая обработка позволяет получить на рабочей поверхности предпочтительную микрогеометрию шероховатости.
Хонингование ведется при значительно меньших скоростях, чем шлифование, удельное давление также во много раз ниже, что обеспечивает незначи- тельный нагрев поверхности. Деформация поверхности и прижоги отсутствуют.
Рис.1. Траектория движения зерна абразива
Примечание. Технические требования на внутреннюю поверхность гильз цилиндров двигателя:
1. Овальность и конусность тракторных не более 0,01 мм.
2. Шероховатость тракторных (Rа 0,03), автомобильных (Rа 0,02).
3. Гильзы ремонтных размеров сортируются аналогично гильзам нор- мальных размеров.
4. Предельные отклонения ремонтных те же, что и гильз нормальных размеров.
Охлаждение при хонинговании производится керосином, который также удаляет и абразивные частицы. Различают предварительное и окончательное хонингование. При обработке цилиндров автотракторных двигателей применя- ют двух-трех кратное хонингование. Чистоту поверхности можно получить от 8 до 12 квалитета. Чистота поверхности при хонинговании зависит от угла α, чем меньше α, тем выше чистота поверхности
tga=Vвп/Vок
где VВП – скорость возвратно-поступательного движения хонинговальной головки;
VОК – окружная скорость головки, обычно tgα составляет 45° ... 30°.
Видео в тему: