Грузоперевозки. Попутные грузы
Структура тарифа на грузоперевозку достаточно сложна. Кроме собственно цены за бензин и смазочные материалы, износ и усадку деталей, а также затрат на страховку и прочих затрат в него обязательно входит, на основе контракта, стоимость обратного «пустого» пробега. Все логистические и транспортные компании закономерно стремятся к тому, чтобы величина этого «пустого» пробега была минимальной или чтобы транспорт доставлял груз в обе стороны. Таким образом, когда удаётся подобрать груз, который можно привезти примерно из точки доставки предыдущего заказа к месту приписки автомобиля – это и есть попутный груз. Кроме того, другая разновидность попутного груза – это ситуация, когда более лёгкий или более дешёвый груз принимают к основному грузу, как
отправку личных вещей в европу и если его нужно перевести в том же направлении или немного с отклонением от него. Второй вариант попутного груза встречается не так часто, потому что требует согласований и противоречит, как правило, контракту и требованиям со стороны погрузчика.
Попутный груз, который провозиться по тому же маршруту назад может доставляться не прямо в место размещения компании, но гораздо лучше, если он находится как можно ближе к этой точке. В таком случае реальный простой автомобиля и его изнашивание при движении без груза минимизируется, Разработка попутных грузов делает компанию-перевозчика намного менее уязвимой для простоя заказов, дебиторских задолженностей, позволяет плотнее загрузить товарный поток и разгрузить собственные складские помещения и гаражи. Однако, понятно, что более интенсивная эксплуатация автомобиля приводит к тому, что и изнашивается он несколько быстрее, поэтому за ним нужен специальный уход. Для того, чтобы попутный груз был доставлен адекватно и без потерь, он должен быть правильно упакован и установлен в грузовой кабине. Для этого используют, как правило, помощь со стороны грузоотправителя. Очень часто обратные грузы не страхуются или получают страховку только непосредственно самого перевозчика. Сейчас уже многие отправители грузов предварительно, ещё до отправки его страхуют, чтобы избежать ситуаций, когда груз может быть повреждён по дороге назад из-за усталости водителя или других обстоятельств.
Некоторые особенности попутных грузов заставляют серьёзных перевозчиков не практиковать такого рода перевозки. Например, при трансконтинентальных грузах они используются очень редко, в исключительных случаях. Это связано с необходимостью подготовки, установки и закрепления груза, доставка которого будет занимать до недели и больше.