НЕКОТОРЫЕ ПОСЛЕДНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ
Ветроагрегат с вертикальной осью. Современный ветроагрегат с вертикальной осью представляет собой сочетание двух изобретенных ранее устройств: ветроагрегата Дарье [20], в котором тонкие изогнутые дугообразные лопасти своими концами крепятся к нижней и верхней точкам вертикальной оси вращения, перпендикулярной направлению ветра, и ветроколеса Савониуса [21, 22] или S-образного ротора, в котором две дуги разделены и перекрывают друг друга, образуя канал для прохода воздуха. Простейшие ветроколеса Савониуса изготовлялись из двух половинок разрезанной пополам обычной бочки, которые сваривались друг с другом, образуя лопасти [23]. На рис. 7.2 показано ветроколесо из стекловолокна. Ветроагрегат Дарье является простым энергоустройством, но подобно другим системам с постоянным углом установки лопастей и высоким КПД он не может самостоятельно запускаться под нагрузкой. Ветроколесо приводится во вращение подъемной силой, действующей на профилированные участки лопастей, причем S-образный ротор используется в основном для разгона колеса Дарье. Коэффициент использования энергии ветра колеса Дарье приблизительно равен коэффициенту использования любой хорошей системы с горизонтальной осью вращения [24], но считается, что потенциальными преимуществами ветроколес первого топа являются меньшие затраты на изготовление и простота обслуживания [25]. Важные исследования этой системы проводятся лабораторией «Сандиа» [1].
Модель ветроагрегата мощностью 100 кВт (проект ЭРДА).
Данный проект является основным в программе работ, проводимых США в области ветроэнергетики [2, 26—28] Ветроагрегат имеет двухлопастный пропеллер диаметром 38,10 м с переменным углом поворота лопастей. Пропеллер приводит во вращение синхронный генератор переменного тока через редуктор, установленный на стальной башне высотой 30,48 м. Разработана программа испытаний
Рис. 7.2. Общий вид ветроколеса из стекловолокна. |
с целью получения данных по изготовлению, эксплуатации, рабочим характеристикам и экономическим показателям ветроэнергетических систем винтового типа, предназначенных для выдачи электроэнергии в сеть. Ветроколесо расположено за башней, а вместо традиционного хвостового стабилизатора, использовавшегося в более ранних конструкциях для ориентации ветроколеса, применяется система управления с силовым приводом. Выработка энергии начинается при скорости ветра 3,58 м/с, а номинальная мощность 100 кВт достигается при скорости 8,05 м/с, т. е. Нном/уп=2,25. Максимальная скорость вращения ветроколеса составляет 40 об/мин и поддерживается
при более высоких скоростях ветра путем изменения угла поворота лопастей, осуществляемого с 'помощью сложной гидравлической системы управления.
Ветроустановка в Твинде (Дания). Крупнейший в мире строящейся установкой в 1976 г. [29] был ветроагрегат в Твинде неподалеку от западного побережья п-ва Ютландии. В декабре 1975 г.
Рис. 7.3. Ветроколесо диаметром 5 м с масляной гидравлической системой передачи энергии потребителю. |
было закончено сооружение железобетонной башни с расчетной высотой оси ветроколеса над уровнем земли 54 м. Двухлопастное колесо радиусом 27 м начинает вращаться при скорости ветра 3 м/с. тогда как номинальная скорость ветра составляет 14 м/с. При скоростях ветра от 14 до 20 м/с изменяется угол поворота лопастей, а при скоростях выше 20 м/с ветроколесо останавливается и лопасти фиксируются в нерабочем положении. Проект не финансируется датским правительством, а реализуется совместными усилиями жителей институтского городка, которые проводят все работы и выделяют средства на проект стоимостью свыше 350 000 долл.
Новая ветроустановка Ветроэнергетической компании Великобритании. Новый подход к конструкции ветроагрегата принят Ветроэнергетической компанией, которая разработала простую и надежную. конструкцию ветроколеса пропеллерного типа с автоматической системой регулирования частоты вращения; ветроколесо не нуждается в каких-либо дополнительных устройствах управления, может самозапускаться и защищено от превышения скорости. Поэтому оно не испытывает вибраций и надежно защищено от ураганных порывов ветра. В отличие от более ранних конструкций ветроагрегатов в данной конструкции нет электрогенератора в верхней части мачты. Вместо генератора установлена масляная гидравлическая система высокого давления, непосредственно соединенная с ветроколесом, энергия которого передается потребителю в виде энергии рабочей жидкости. На рис. 7.3 показана установка с ветроколесом диаметром 5 м. Модульная конструкция дает возможность использовать серийно выпускаемые узлы, обеспечивает высокую маневренность системы и позволяет приспосабливать ее к конкретным режимам путем соответствующего выбора и компоновки стандартных модулей. Возможности использования этой системы весьма широки — от непосредственной выдачи электроэнергии в национальную энергосистему до применения в сельском хозяйстве, тепличном садоводстве, системах центрального отопления, опреснительных установках, а также домашних системах отопления и освещения. Ветроагрегаты могут дополняться автоматическими системами аккумулирования энергии и резервными установками. Прототип модуля с ветроколесом диаметром 18,3 м должен быть пущен в эксплуатацию в конце 1976 г. Этот агрегат сооружается на юге Англии и предназначен для отопления крупной теплицы. Проведены также предварительные разработки модуля с ветроколесом диаметром 46 м.
Программы крупномасштабного использования энергии ветра. Кроме США и Дании в Швеции, Голландии, Канаде, Израиле, ФРГ н Японии также приняты планы создания ветроэлектрических генераторов, которые могли бы выдавать электроэнергию непосредственно в сеть. В марте 1976 г. английская Ассоциация электротехнических исследований сообщила Энергетическому комитету палаты общин, что крупные ветроагрегаты через 10 лет могут обеспечить до 10% всех потребностей Великобритании в электроэнергии, и рекомендовала создать примерно 1500 ветроагрегатов. Отличительной особенностью таких программ является то, что они опираются на существующую технологию и освоенную технику.
Комплексное использование энергии ветра и солнца. Рисунок 7.4, где представлено распределение приходов солнечной радиации [30] и ветровых ресурсов [17] на Британских островах, иллю - ; стрирует взаимодополняемость этих энергоисточников. Видно, что хотя среднегодовые дневные приходы суммарной радиации в северных районах ниже, зато ресурсы ветровой энергии в них значительно выше. Установлено, что во многих странах повторяемость сильных ветров наиболее значительна в зимние месяцы, когда потребность в энергии достигает максимума. С другой стороны, в этот период приход солнечной радиации, которую можно использовать для отопления и нагрева воды, наиболее низок. Решение этой проблемы может заключаться в комплексном использовании энергии - ветра и солнечной энергии для отоплении с помощью применения туннельных, т. е.
снабженных диффузором, ветроколес. Теоретически туннельные ко-1 леса, которые могут свободно вращаться для ориентации в направлении ветра, способны вырабатывать значительно больше энергии, чем открытые ветроколеса того же диаметра. Например, Льюис ГЗ1 ] показал, что туннельное колесо диаметром 3,5 м вырабатывает на 46% больше энергии, чем обычное ветроколесо, а согласно работе Лилли и Рейнберда [32] это значение составляет 65%. Если туннельные колеса устанавливать не на башне, а монтировать в виде неподвижного комплекса, образующего «ветровую стену», ориенти-
Рис. 7.5. Общий вид «ветровой» стены. |
рованную в направлении преобладающих ветров, то получается удовлетворительная с эстетической точки зрения конструкция, которая не нарушает городской пейзаж так, как отдельно стоящий крупный ветроагрегат. Одна установка такого типа была предложена для жилого комплекса в Суссексе [33]; для долгосрочного аккумулирования тепловой энергии предполагалось использовать подземные водяные баки-аккумуляторы, а склоны выемок под баки для размещения солнечных коллекторов. Как показано на рис. 7.5, «ветровая стена» расположена наверху такого склона. Расчетный КПД туннельного колеса при фиксированном направлении и высоте расположения составляет 77% КПД обычного ветроагрегата такого же размера.