Применение солнечной энергии

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ВЕТРОЭНЕРГЕТИКИ

Дания. К концу прошлого века ветряные мельницы были основ­ным источником энергии в сельскохозяйственных районах Дании. Их называли «рабочими лошадками» и часто устанавливали на кры­шах амбаров; согласно оценкам мощность этих установок вместе с промышленными общим числом более 30 тыс. составляла примерно 200 МВт [3]. В 1890 г. профессор Лякур начал работы по йегро - энергетике. Получив значительную поддержку датского правитель­ства, он не только построил ветроагрегат в Асхове, но и создал лабораторию, полностью оснащенную научными приборами, и аэро­динамическую трубу. В период с 1890 до 1908 г. проф. Лякур раз­работал более эффективный и быстроходный ветроагрегат с упро­щенной системой регулирования частоты вращения и впервые начал производство с его помощью электрической энергии. Ветроколесо в Асхове диаметром 22,85 м имело четыре лопасти и было установ­лено на стальной мачте высотой 24,38 м. С помощью конической передачи крутящий момент передавался на вертикальный вал, со­единенный с системой конических передач, расположенных в основа­нии мачты; этот приводной механизм был соединен с двумя генера­торами постоянного тока мощностью по 9 кВт каждый. Установка явилась первым достоверным примерам преобразования энергии ветра в электрическую. К 1910 г. несколько сотен ветроагрегатов мощностью до 25 кВт обеспечивали электроэнергией сельские насе­ленные пункты.

Использование ветроэнергетических установок продолжало рас­ти и в период второй мировой войны. Пик был достигнут в январе 1944 г., когда 88 ветроагрегатов выработали 481 785 кВт-ч электро­энергии'[4]. В число этих 88 установок входил агрегат Шмидта, построенный в Гедзере в 1942 г. Колесо диаметром 24,38 м имело три деревянные лопасти. Первоначально мощность агрегата, выраба­тывавшего постоянный ток, составляла 70 кВт, а в 1955 г. он был реконструирован для получения переменного тока. В течение первых пяти лет эксплуатации агрегат выработал приблизительно 700 тыс. кВт-ч, или 2 тыс. кВт-ч в год в расчете на 1 кВт установленной мощности.

США. В 1922 г. Ежегодник электрификации и энергетики фер­мерского хозяйства перечислил 54 фирмы, занятые производством ветровых насосных и электрогенерирующих установок. К концу 20-х годов была образована одна из крупнейших фирм по производству ветроагрегатов — компания «Джэкобс винд электрик» (штат Минне­сота) [5]. Фирма была основана Джэкобсом, который ввел в кон­струкции своих ветроагрегатов два важных усовершенствования: трехлоластный винт, который позволил практически устранить виб­рации, возникающие у двухлопастных винтов вследствие колебаний суммарных усилий, воздействующих на лопасти при их перемещении из горизонтального в вертикальное положение, и центробежный ша­риковый регулятор угла поворота лопастей, обеспечивающий переход их во флюгерное положение при скорости ветра выше 8,05 м/с и поддерживающий постоянную частоту вращения привода генерато­ра. Ветроколесо диаметром около 4,27 м было непосредственно со­единено с генератором без зубчатой передачи. Возможно, наиболее известным явилось применение ветроагрегатов этой фирмы в Антарк­тике во время одной из научных экспедиций адмирала Бэрда в 30-х годах. Когда Бэрд в 1946 г. вернулся обратно в Антарктику, ветро­агрегат продолжал работать. Компания Джэкобса перестала су­ществовать в 1957 г. после проведения электрификации сельских районов.

В 30-х годах американский инженер Путнам разработал, а фир­ма «Смит энд Путнам» изготовила двухлопастный ветроагрегат с диаметром ветроколеса 53,34 м; агрегат был установлен в местеч­ке Грандпаз-Ноб в центральном районе штата Вермонт в 1941 г.

Синхронный электрогенератор И лопасти ротора были смонтированы на башне высотой 33,54 м, а электроэнергия выдавалась непосредст­венно в сеть центрального района Вермонта. .Ветроагрегат номиналь­ной мощностью 1,25 МВт хорошо проработал около 18 мес. до по­ломки основного подшипника генератора, которая, очевидно, не связана с конструктивными особенностями ветровой установки. В последующие два года из-за военной обстановки замена подшип­ника оказалась невозможной. В течение этого времени лопасти оста­вались неподвижными и испытывали полную ветровую нагрузку. При первоначальной сборке лопастей и опорных лонжеронов, изготовлен­ных в основном из нержавеющей стали, в них были пробиты за­клепочные отверстия; в 1942 г. в металле вокруг этих отверстии были обнаружены трещины. Было решено провести ремонт не в за­водских условиях, а на месте. 26 марта 1945 г. через месяц после замены подшипника трещины внезапно расширились, а один из лон­жеронов сломался, в результате чего обрушилась лопасть. Прово­дившая работы фирмы «С. Морган Смит» решила, что дальнейшие затраты на ремонт ветроагрегата нецелесообразны, и сделала анализ рентабельности сооружения других ветроагрегатов в штате Вермонт. Экономические исследования показали, что удельные капитальные затраты на 1 кВт установленной мощности будут приблизительно на 60% выше, чем соответствующие затраты на традиционные энерго­установки.

Хотя скептики были склонны считать этот эксперимент дорого­стоящей неудачей, в истории развития ветроэнергетики он имел огромное значение. Впервые была осуществлена выработка электро­энергии с помощью синхронного генератора и выдача ее в энергоси­стему. Обе механические аварии были вызваны недостаточными ^зна­ниями механических свойств материалов. С тех пор были глубоко изучены конструкции подшипников и проблемы усталостной прочно­сти металлов, так что в современных ветроагрегатах возникновение таких аварий маловероятно. Программа исследований этих агрегатов включала систематические измерения в условиях эксплуатации, ко­торые показали, что на данной площадке в Грандпаз-Ноб средняя скорость ветра составляла всего 70% первоначального расчетного значения и что желателен выбор каких-либо других площадок для размещения агрегата. На сегодняшний день в основном решены тех­нические проблемы преобразования ветровой энергии в электриче­скую и доказана возможность развития ветроэнергетики как важно­го источника энергии в любой стране с подходящими ветровыми ре­сурсами.

СССР. В 1931 г. в СССР был построен первый ветроагрегат для получения электроэнергии, отдаваемой непосредственно в сеть пе­ременного тока Ялты на побережье Черного моря [7]. Ветроагрегат использовался как дополнительный источник энергии и был включен в сеть тепловой электростанции Севастополя, расположенного на расстоянии около 30 км.

Трехлопастное ветроколесо диаметром 30,48 м с помощью зуб­чатой передачи приводило во вращение ротор асинхронного генера­тора мощностью 100 кВт. Мачта высотой 30,48 м была снабжена подкосом, передающим давление ветра от верхушки мачты на землю. Основание подкоса перемещалось по круговому рельсовому пути с помощью электродвигателя, управляемого ^ крыльчаткой, чувстви­тельной к направлению ветра и установленной наверху мачты. Обли­цованные металлом лопасти могли устанавливаться в нерабочее

положение с помощью автоматической системы регулирования в ре­зультате воздействия центробежной силы на компенсационные за­крылки, так что агрегат и при сильном ветре мог работать примерно с постоянной скоростью. Сообщалось, что годовая выработка энер­гии достигала 279 тыс. кВт-ч при среднегодовой скорости ветра 6,7 м/с; однако удовлетворительное управление работой ветроагрега - та было затруднительно. В течение следующих двух десятилетий развитие ветроэнергетики в СССР ограничивалось созданием агре­гатов мощностью до 3 кВт і[5].

Великобритания. К 20-м годам текущего столетия в стране по­явился интерес к ветроэлектрическим установкам небольшой мощ­ности. Были опубликованы [8] результаты сравнительных испытаний семи различных ветроагрегатов серийного производства мощностью от 250 Вт до 10 кВт, а также практическое руководство для инже­неров, желающих построить собственный ветроагрегат [9]. В 30-е годы фирмой «Лукас» был создан ветроагрегат «Фрилайт» [10], обеспечивающий работу шести электрических ламп — трех по 40 Вт и трех по 25 Вт при напряжении 25 В. Ветроколесо агрегата «Фри­лайт» можно было вывести из-под сильного ветра с помощью спе­циальной рукоятки, установленной у основания. мачты.

Вскоре после войны были созданы две установки мощностью по 100 кВт. Первая из них была построена в Оркнейсе в 1950 г. фир­мой «Джон Браун» [11]. Она имела трехлопастное ветроколесо диа­метром 15,24 м, которое было установлено на мачте высотой 23,77 м и приводило во вращение асинхронный генератор переменного тока мощностью 100 кВт. Вторая установка была построена для фирмы «Энфилд кэйблз» фирмами «Дэхавилланд пропеллерз» и «Рэдхоф айрон энд стил» и имела пневматическую передачу, предложенную французским инженером Андро [12]. Две полые лопасти ветроколе - са диаметром 24,38 м имели на концах отверстия и при вращении действовали как центробежный насос. Создаваемый поток воздуха поступал в турбину у основания мачты; турбина была непосредст­венно связана с синхронным электрогенератором. Установка была построена в 1953 г. в Сент-Ольбансе, но из-за плохих ветровых условий ее не удалось испытать и в 1957 г. она была перенесена в Алжир, где эксплуатировалась компанией «Электрисите э газ д’Алжир». Номинальная мощность 100 кВт была достигнута вскоре после сооружения ее на новой площадке. Были 'также проведены исследования с целью оценки работы установки, и в 1960 г. Ассо­циация электротехнических исследований разработала графический метод определения параметров ветровых электрогенераторов [13]. Этот метод основан на результатах испытаний двух ветроагрегатов, один из которых мощностью 25 кВт построен на о. Мэн и имеет трехлопастное ветроколесо диаметром 12,19 м, а другой мощностью 7,5 кВт с диаметром трехлопастного ветроколеса 10 м — в Шотлан­дии. В обоих случаях было получено прекрасное соответствие между расчетными и экспериментальными данными.

Применение солнечной энергии

Підрахунок потужності: яку кількість сонячних панелей потрібно для вашого будинку?

Вирішивши встановити сонячні панелі для будинку, важливо заздалегідь визначитись із важливими питаннями. Потрібно знати, скільки знадобиться сонячних батарей. Для розрахунку кількості сонячних панелей, яка буде потрібна для вашого будинку, слід …

ДРУГИЕ СПОСОБЫ ЭКОНОМИИ ЭНЕРГИИ

Хотя создание надежной теплоизоляции чердака и уменьшение сквозняков через щели окон и дверей не столь интересно и увлекательно, как сооружение систе­мы солнечного отопления или горячего водоснабжения, эти простые мероприятия на …

ПРОВЕРКА УТВЕРЖДЕНИЙ РЕКЛАМНЫХ ПРОСПЕКТОВ

- В Великобритании до сих пор отсутствуют стандар­ты на системы солнечного нагрева и опубликовано мно­го утверждений, которые вводят в заблуждение. Напри­мер: «солнечное тепло может бесплатно удовлетворить 186 j почти всю …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.