ВОПРОСЫ ТЕОРИИ. И ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ. ГЕЛИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Разработка оптимальной конструкции
В результате обобщения многолетнего опыта эксплуатационных испытаний нескольких тысяч солнечных коллекторов различных производителей в 1989 г. был выполнен анализ патентных исследований, а также разработан проект технического задания на конструкцию солнечного коллектора для систем солнечного теплоснабжения. Данный проект содержал следующие требования к конструкции коллектора:
- теплопоглощающая листотрубная панель площадью 1,5-2,5 м2 с трубками из коррозионностойких материалов. Материал листа определяется технологией соединения с трубками. Удельный объем каналов панели 1,5-2,3 л/м2. Покрытие - селективное лакокрасочное;
- прозрачная изоляция с пропускательной способностью 0,9, содержание железа низкое, толщина 2-4 мм;
- тепловая изоляция с удельной массой 30 кг/м3, общий коэффициент тепловых потерь 5,8 Вт/(м2 ч-К), максимальная температура нагрева 100 °С, отсутствие токсичных компонентов при нанесении и эксплуатации;
- корпус из коррозионностойких материалов, жесткий и технологичный.
После утверждения указанного технического задания в 1990 г. была разработана конструкторская документация, изготовлена опытная партия (три модификации солнечного коллектора) и выполнены натурные испытания на спе
циально сооруженном стенде. Все коллекторы имели размеры 800x2000x100 мм и по 2 патрубка для теплоносителя. Корпусы выполнялись из алюминиевого профиля ПАС - 154. На рис. 3.21 приведены модификации конструкций солнечных коллекторов, различающихся материалами, конфигурацией и сечением теплопоглощающих панелей:
№ 1 - алюминиевый лист со змеевиком из медной трубки диаметром 18 мм;
№ 2 - алюминиевый лист с решеткой из латунной трубки с диаметрами 16 мм и 25 мм;
№ 3 - алюминиевый лист с трубчатой решеткой из нержавеющей стали с диаметрами 16 и 42 мм.
Рис. 3.21.
Солнечные коллекторы конструкции Краснодарской лаборатории АКХ
Поверхность поглощающей панели покрывалась селективной черной краской, применяемой ППО «Спецгелиотепломонтаж» (Тбилиси). В качестве теплоизоляции применен пенопласт толщиной 40 мм, защитный слой - из гетинакса. Стекло толщиной 4 мм герметизировалось резиной.
На основании исследований, содержание которых изложено в предыдущих разделах данной главы, разработана следующая концепция солнечного коллектора. При соответствии теплотехнических характеристик, срока службы и иных параметров солнечного коллектора государственному стандарту, его оптимальная конструкция должна быть конкурентоспособной традиционным энергоисточни
кам по стоимостным и энергетическим характеристикам. В частности, количество энергии, выработанное за срок службы коллектора с учетом ее энергетической ценности, должно существенно превосходить количество энергии, затраченное на его изготовление и эксплуатацию.
С 1996 г. совместно с Ковровским механическим заводом ведется работа по совершенствованию конструкции плоского жидкостного солнечного коллектора с учетом установленных аналитических зависимостей. В 1999 г. реализована и запущена в производство модификация солнечного коллектора № 3. В данной модификации изменены следующие элементы и детали базовой модели:
- в конструкции поглощающей панели взамен наплавленных на латунные трубки алюминиевых ребер применены листовые стальные штампованные с соединением методом контактной сварки. При снижении КПД поглощающей панели на 2,5 % ее стоимость уменьшилась на 52 %;
- теплоизоляция из пенополиуретана заменена на пустотелые короба из пергамина. При увеличении тепловых потерь коллектора на 18,8 %, стоимость теплоизоляционной конструкции уменьшилась в 3 раза;
- при изменении конструкции крепления стекла в корпусе с уменьшением количества болтовых соединений в 7 раз стоимость данного узла сократилась на 50 %, а количество повреждений стекла при эксплуатации уменьшилось на 30 %.
Таким образом, в соответствии с разработанными методическими принципами и аналитическими зависимостями Ковровским механическим заводом освоен выпуск конструкции солнечного коллектора, имеющей оптимальное для российского рынка соотношение стоимостных и энергетических показателей, эксплуатационные испытания которой подтвердили основные расчетные параметры.