Одно из определений этого термина содержится в статье 54 Типового
Одно из определений этого термина содержится в статье 54 Типового проекта законодательства, разработанного Международным союзом по охране прав на промышленную собственность. Оно гласит: "Промышленным шпионажем является использование, разглашение или передача без согласия владельца информации сведений, перечисленных в статье 53 абзац 2 (способы производства и данные об использовании техники, не публиковавшиеся в печати и недоступные для открытого ознакомления) лицом, которому известен секретный характер данной информации, если автор принял надлежащие меры к охране их секретности".
Пропал без вести
так на Западе называют человека, не поддающегося соблазну, искушению взятой.
ПРОРЫВ
— развитие конъюнктуры всего рынка или его отдельных секторов за пределы того уровня, когда становится очевидным сопротивление продавцов или покупателей.
Просвечивание
- так американские бизнесмены называют проверку при выборе посредника. При проверке, в первую очередь, обращают внимание на финансовое положение кандидата в агенты или дистрибьютора. Стержневым вопросом здесь является его способность в случае необходимости предоставить кредит покупателю, а также нести риск. Не менее важным является ознакомление с характером и объемом продаж. Здесь целесообразно определить, не является ли какой-нибудь товар, реализуемый данным посредником, дополнением того или иного рода к товару, сбыт которого экспортер (с момента заключения соглашения он именуется "принципалом") собирается ему перепоручить — это облегчает движение товара к покупателю. Необходимо обратить внимание на физические возможности кандидата реализовать большие объемы товаров на случай расширения сбыта в перспективе. Неплохим числовым показателем в этом случае является количество торговых контор. Совершенно необходимо интервью с клиентами данного посредника (желательно спросить не менее 3-5 фирм), его другими принципалами, а также конкурентами. Для подтверждения полученных данных солидная и надежная фирма обычно представляет информацию из своего банка.
Лучший способ систематизировать эту работу (по проверке) — попросить потенциального посредника совместно с потенциальным принципалом составить совместный маркетинг-план.
Противиться рынку
- действовать вопреки традиционному рыночному поведению: продать на короткий срок в период роста конъюнктуры и купить на длительный срок, когда рынок "снижается."
Профессионал
- спекулянт, который все свое время посвящает спекулятивным сделкам на разницу.
Процентные фьючерсы
- срочные сделки с казначейскими векселями, облигациями и другими ценными бумагами.
– это описание наиболее заметных черт личности и особенностей поведения, выделяющих индивида (или группу) из общей популяции, то есть являющихся отличительными характеристиками данного человека или определенного психологического типа людей, объединенных общими психологическими особенностями.
ПП давно используется психиатрами для диагностической оценки и эмпирического изучения психопатологии; он позволяет понять природу психического заболевания и выбрать адекватные методы лечения. В криминологии метод ПП применяется для классификации преступников и создания их типологий. Новая сфера метода психологических профилей — это расследование неочевидных преступлений (убийств, поджогов, взрывов). Впервые для этой цели (идентификации неизвестного преступника) метод был использован в 1971 г. ФБР при расследовании неочевидного убийства, после того как все традиционные следственные действия и оператив - но-розыскные мероприятия оказались безрезультатными. У нас метод получил название "психологического портрета" преступника. Будучи одной из разновидностей криминалистических мысленных моделей, "портрет" ("в профиль") разыскиваемого преступника представляет собой систему сведений о психологических и иных признаках данного лица, существенную с точки зрения его выявления и идентификации; в эту систему включаются не только признаки психологические, но и правовые, социально-демографические, антропологические.
Публика
— мелкие спекулянты, непрофессиональные торговцы на бирже.
Пять сил конкуренции
- составляющие, которые определяют уровень прибыли в отрасли. Это проникновение новых конкурентов; угроза появления на рынке товаров-субститутов, произведенных по иной технологии; возможности покупателей; возможности поставщиков; конкуренция между компаниями, уже укрепившимися на рынке.
Рассортировка
- разбивка иен на оборудование по входящим в его состав компонентам.
РЕАКЦИЯ
— быстрое падение цен после предшествующего роста.
РЕВОЛЬВЕРНЫИ КРЕДИТ –
возобновляемый кредит, предоставляемый в пределах установленного лимита задолженности и сроков погашения автоматически, т. е. без дополнительных переговоров между сторонами кредитного соглашения.
РЕГИСТРАЦИЯ С ЧЕРНОГО ХОДА
- нетрадиционный способ проникновения в списки членов фондовой биржи компании, которая не отвечает требованиям листинга. Обычно РЧХ происходит путем поглощения сильным аутсайдером меньшей по размеру, но зарегистрированной компании с последующей регистрацией под своим именем.
РЕНTA "ПЕРПЕТУА"
(вечная) - один из видов государственного долга, по которому государство выплачивает проценты (практически без огра - I ничения срока), но не обязано выплачивать сам капитал.
РЕСТРИКЦИЯ
— ограничение производства, продажи и экспорта, проводимое монополиями с целью взвинчивания цен на товары и получения высокой прибыли; ограничение кредитов, предоставляемых центральным банком какой-либо страны коммерческим банкам, что приводит к общему сокращению кредитов промышленным и торговым предприятиям, к сжатию производства или снижению темпов их роста.
РИНГ
—соглашение нескольких предпринимателей, направленное на - скупку в определенном районе какого-либо товара с целью монополизации его в руках группы, образовавшей Р, и последующей продажи по монопольно высоким ценам.
РИСКОВЫИ НАРОД
- такую характеристику получили "бизнесмены" из СНГ (особенно из России) в результате социологических исследований, проводившихся в СНГ, США, Германии и Японии. Как показывает опрос, экс-"советские" бизнесмены более склонны к инвестициям с высокой степенью риска (готовы к этому 51% респондентов в Москве, 42% — в Омске), тогда как американцы, например, гораздо осторожнее — только 33% готовы рисковать в бизнесе.
РОМЕО
— шпион, задача которого соблазнять секретарш государственных чиновников, руководителей фирм.
Рубильник
— промежуточный буфер, через который управление фирмы может действовать таким образом, чтобы в случае неудачи оно не оказалось к ней явно причастно.
Русская мафия.
Британский журнал "Экономист" считает, что в России термин мафия обычно применяется к четырем категориям людей.
Первая категория — стоящий у подножия пирамиды маленький бизнесмен, который продает "всякую всячину в киоске. Он сам скорее является жертвой преступных банд, чем членом одной из них. Тем не менее покупатели чаще всего рассматривают его как "мафию", потому что цены высоки у него и должны быть таковыми, чтобы он мог заплатить за "защиту".
Вторая категория — неандертальцы в костюмах, которые носят на шее золотую цепь. В городах СНГ можно их увидеть сидяшими в автомобилях, припаркованных возле отелей. Это "реализаторы", они собирают плату за "защиту", контролируют девочек и торгуют наркотиками и оружием.
Третья категория — бизнесмены, чьи методы похожи на те, которые в свое время использовали Аль Капоне и другие заправилы преступного мира в США в период создания американского общества.
Эти "временщики" нажили свои первые миллионы, давая взятки государственной мафии (государственный рэкет).
Четвертая категория — это и есть государственная мафия, наиболее страшная разновидность мафии, по мнению "Экономиста".
Эти четыре криминальных типа представляют собой четыре различные проблемы, требующие четырех различных подходов к их решению, считает журнал Типы первый и третий должны поощряться с тем, чтобы их деятельность стала легальной. А типы второй и четвертый должны быть искоренены.
Специалисты говорят о "мафиозной Ялте", подразумевая под этим, что весь мир вскоре будет по соглашению разделен на зоны влияния между японской, китайской, итальянской, американской и др. мафиями.
Рынки золота
— рынки, на которых осуществляется регулярная купля-продажа золота для промышленного потребления (ювелирная промышленность, электроника, медицина и другие отрасли), в целях тезаврации золота, спекуляции, а также для монетарных целей центральных банков различных стран (покупка в целях пополнения официальных золотых резервов, продажа — в целях мобилизации необходимых валютных ресурсов).
Организационно РЗ обычно представляют собой своеобразные консорциумы нескольких банков и специализированных фирм, которые наряду с торговлей золотом осуществляют очистку драгоценного металла. Участники консорциума осуществляют посредничество между покупателями и продавцами, концентрируют у себя заявки на покупку и продажу, фиксируют средний рыночный уровень цены (ежедневно или несколько раз в день).
В настоящее время существуют четыре основных типа РЗ:
Свободные международные — отличаются отсутствием каких-либо ограничений со стороны официальных органов на совершение сделок с золотом. Свобода операций распространяется и на иностранных физических и юридических лиц (Лондон, Цюрих, Брюссель. Франкфурт-на-Майне, Гонконг, Сингапур, Токио и др.);
Свободные местные — функционируют без ограничений только для резидентов (граждан данной страны) (Париж, Милан, Мадрид, Стокгольм, Стамбул, Рио-де-Жанейро и др.);
Контролируемые местные — характеризуются наличием ограничений на операции с золотом как для резидентов, так и для нерезидентов (Афины, Каир);
"черные" — неофициально функционирующие рынки в странах, где торговля золотом законодательно запрещена (Бомбей и др.).
РЫНОК В РУКИ
— сам термин показывает, что от поставщика комплектного оборудования требуется не только построить объект, но и обеспечить рынок сбыта продукции с построенного предприятия. На подобные сделки могут идти поставщики комплексного оборудования, прекрасно владеющие рыночной ситуацией, способные прогнозировать дальнейшее развитие на довольно длительные сроки.
РЫНОК РЕЛЕВАНТНЫЙ
- сфера действий продавцов и покупателей определенного вида продукции или услуг, в рамках которой для них складываются реальные отношения конкуренции и монополии.
Термин применяется в антимонопольной практике.
В РР обычно включаются производители всех товаров, которые могут выпускаться на одних и тех же производственных мощностях без больших затрат на переналадку оборудования или демонстрируют, с точки зрения потребителя, возможности достаточно узкой взаимозаменяемости (товары-суб - ституты).
При определении РР учитываются также географические границы рассматриваемого рынка, возможности доступа на него "посторонних" предприятий, степень вертикальной интеграции конкурирующих производителей.
От того, насколько широким будет признан РР, зависит величина общего оборота, принимаемая во внимание при расчете долей конкретных производителей. Соответственно, в зависимости от этого будет определяться, занимает ли данное предприятие, подозреваемое в монополистических действиях, доминирующее положение на рынке и подпадает ли оно под действие антимонопольного законодательства.
РЫНОЧНАЯ НИША
- на основе анализа информации фирмой вьщеляются "сегменты' рынка, которые обеспечат доход фирмы. Если в нише окажутся "сегменты", на которые не обратили внимания конкуренты, т. е., если существует "рыночное окно", то перспективы фирмы весьма радужны.
РЫЦАРЬ ЛУПАРЫ
— так называется член сицилийской мафии. Лупара — это их стародавнее оружие, охотничье ружье, заряженное волчьей картечью, из которого по традиции уничтожаются все, кого мафия считает своими врагами. Заряд такой картечи, попадая в человека, не оставляет ему шансов на жизнь. Посвящение в "рыцарей лупары" связано с обрядом, во время которого принимаемые в мафию клянутся в верности ей на собственной крови, сжигая над свечой клочок бумаги с нарисованным на ней черепом и перекрещенными костями. Вот текст произносимой при этом клятвы:
"Клянусь своей честью быть верным "братству', так же как и "братство" будет верным мне. Как превращается в пепел это изображение и уходят безвозвратно капли моей крови, так и я обязуюсь отдать всю мою кровь моему братству.
Как не может пепел вновь превратиться в бумагу, так и я не смогу никогда выйти из рядов "братства".
РЭКЕТ
— незаконные операции, осуществляемые с помощью запугивания или подкупа. Двигательная сила рэкета — философия паразитизма
"Рэкетир, — писал американский криминолог У. Рэклисс, — превратился в особый вид посредни - ка-диктатора, который контролирует и направляет предпринимательскую деятельность".
САМУРАИ БИЗНЕСА
" В нынешнем мире бизнеса, считают японские дельцы, выстоять и победить могут только "самураи бизнеса", которые воспитываются всей системой выживания сильнейшего. Фирмы охотно платят специальным школам по "закалке" будущих менеджеров.
СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА
- разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары или комплексы маркетинга. Фирма определяет разные способы сегментирования рынка, составляет профили полученных сегментов и оценивает степень привлекательности каждого из них.
СЕРАЯ" ЗОНА
— особая сфера деятельности
СЕРЫЕ" ОБЛАСТИ
— обстоятельства, при которых этичные нормы поведения не совсем ясны. В большинстве случаев причина тому столь быстрое развитие экономики, что постоянно возникают совершенно новые обстоятельства, для которых еще не сформировались представления о правильном и неправильном поведении
СЕРЫЕ" ТЕЛЕФОНЫ
- телефонные аппараты, защищенные для секретных переговоров.
СЕРЫЙ" РЫНОК
- проведение коммерческими банками со свободным валютным рынком операций с неконвертируемыми валютами.
СИМВОЛ СТАТУСА
- вещи, которые у отдельных потребителей имеют особое предназначение (автомашины, часы, авторучки и т. п.). С точки зрения этих потребителей подобные вещи прямо или косвенно определяют их положение в обществе. Потребители во многих случаях приобретают предметы подобного рода с осознанием чувства своего превосходства над другими.
СИМПАТИЧНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ
В этот термин вкладывается внешняя представительность и хорошее чувство юмора, соединенное с цепкостью и напористостью в работе и готовностью к риску, но без потери рассудительности. Подчиненные, обладающие такими качествами, наиболее продуктивны и полезны для фирменного маркетинга.
'ИНЕРГИЯ" {от "синергизм", в биологии сотрудничество между различными органами). Синергия означает стратегические преимущества, которые возникают при соединении двух или большего числа предприятий в одних руках. Повышается эффективность, что проявляется в росте производительности и (или) в снижении издержек производства; эффект совместных действий выше простой суммы индивидуальных усилий.
Многие менеджеры избегают употреблять термин "синергия". Существует несколько его синонимов, лишь слегка отличающихся по значению:
Стратегический рычаг; взаимосвязи; стоимостные преимущества; достижения рационализации.
Термин "синергия" был введен в обиход для обоснования групповых структур в организации компаний.
В 50-е и 60-е годы были взлеты многих конгломератов, т. е. акционерных объединений совершенно разных по своему профилю предприятий. В это время решения вырабатывались и принимались централизованно в высших эшелонах корпоративного управления. В итоге началось разбухание штатов в центральном аппарате управления. Таким образом, объем накладных расходов возрос, в этих условиях стало легко обнаружить синергический эффект.
Корпорации часто испытывали необходимость оправдать их глобальное расширение. Когда они приобретали какую-нибудь компанию, они должны были объяснить себе и всему миру, почему они приобрели эту компанию.
На самом деле мир полон синергий, на которые ссылаются как на оправдание приобретений.
Рост посредством приобретений часто кажется стимулирующим и соблазнительным и, конечно, плодотворным для рыночной экономики. Приобретение как метод роста, в противоположность органическому росту, есть вид предпринимательства для людей, склонных к структурным решениям. Через приобретение и продажу прав они высвобождают ценности, которые фондовая биржа могла так или иначе упустить из виду. Иногда это называется корпоративным вторжением, многие это считают беспощадной эксплуатацией людей и деловых структур, которые построил кто-то другой. Может возникнуть искушение ссылаться на синергии различного рода как на мотивы для покупки компании. На самом деле это происходит так часто, что термин "синергия" приобрел плохую репутацию и поэтому люди предпочитают употреблять другие выражения.
Синергический портфель — это группа предпринимательских подразделений, принадлежащих одному владельцу и стратегически связанных друг с другом. Ее противоположностью является диверсифицированный портфель или конгломерат.
"Система ВЫЖИДАНИЯ"
- одна из многочисленных тактик получения максимальной прибыли от помещения капитала, которым пользуются участники биржи. В основе ее использования вкладчиками капитала — графики и диаграммы, отражающие движение цен и индексов, т. е. состояние рынка ценных бумаг. Если цены на акции поднимаются над низшей точкой на 10 процентов, маклер покупает акции, если цены падают на 10 процентов по отношению к высшей цене — он их немедленно
Продает. Если такой системой пользуются многие участники биржи, то падение курса акций неизбежно. Поэтому каждый маклер использует свою тактику, базирующуюся в основном на источнике конфиденциальной информации, вызывающей у него доверие.
СИСТЕМА "ДЖИТ"
(точное время) - это бесскладская система производства небольшими партиями по системе "канбан", применяемая фирмой "Тойота". Система "Джит" - это борьба за ликвидацию складов комплектующих изделий и идеально поставленное снабжение со стороны смежников и поставщиков.
СИСТЕМА "КАНБАН"
- система управления производством и снабжением, разработанная в Японии фирмой "Тойота" с использованием методов логистики. Обеспечивает высокое качество продукции, сокращение производственных запасов сырья, материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов. Основными принципами функционирования СК являются своевременная поставка продукции заказчику, усиленный контроль за качеством продукции на всех этапах производства, тщательная наладка оборудования, исключающая выпуск брака, сокращение числа поставщиков комплектующих изделий, максимальное приближение предприятий-смежников к месту расположения головного, как правило, сборочного завода. Для создания системы требуется высокая степень автоматизации производственных и управленческих процессов.