ФОТОЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ. СОЛНЕЧНОЙ ЭНЕРГИИ
РАЗВИТИЕ РАБОТ ПО ФОТОЭЛЕКТРИЧЕСТВУ.. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Фотоэлектричество как отрасль науки имеет долгую историю. Еще в 1839 г. французский физик А. Е. Беккерель, работая с электролитами, обнаружил фотоэлектрический эффект. В 1873 г. В. Смит обратил внимание на тот факт, что селен проявляет фотопроводящие свойства. Позднее, примерно через 14 лет, работая с открытым резонатором, Генрих Герц наблюдал интересную закономерность. Он заметил, что если на цинковые разрядники направить поток ультрафиолетового излучения, то прохождение искры облегчается. Позднее было показано, что энергия вылетающего с поверхности электрона строго зависит от частоты поступающего излучения, в то время как от интенсивности облучения не зависит. Это противоречило положениям господствующей в то время классической электродинамики.
Позднее фотоэффект детально изучал русский физик А. Столетов, который в результате сделал несколько интересных открытий и сформулировал первый закон внешнего фотоэффекта. Однако первый фотоэлемент был создан только в 1883 году Чарльзом Фриттсом на селене, покрытом тонким слоем золота. КПД такого фотоэлемента не превышал 1%.
Внешним фотоэффектом (фотоэлектронной эмиссией) принято называть испускание электронов веществом под воздействием света. Электроны, вылетающие из вещества при внешнем фотоэффекте, называются фотоэлектронами, а образуемый ими электрический ток называется фототоком.
Зависимость спектральной чувствительности от частоты (или длины волны света) называют спектральной характеристикой фотокатода.
Схематически внешний фотоэффект изображен на рис. 2.1.
©
В результате многолетних исследований были сформулированы основные законы внешнего фотоэффекта:
1. Закон Столетова: при неизменном спектральном составе света, падающего на фотокатод, фототок насыщения пропорционален энергетической освещенности катода (иначе — число фотоэлектронов, выбиваемых из катода за 1 секунду, прямо пропорционально интенсивности света).
2. Для данного фотокатода максимальная начальная скорость фотоэлектронов зависит от частоты света и не зависит от его интенсивности.
3. Для каждого фотокатода существует красная граница фотоэффекта, то есть минимальная частота света v„, при которой фотоэффект еще наблюдается.
4. Фотоэффект безынерционен. С начала облучения металла светом до начала вылета фотоэлектронов проходит время t < 10'9с.
Объяснить фотоэффект удалось Альберту Эйнштейну в 1905 г. на основе гипотезы Макса Планка о квантовой природе света. Именно за это открытие, а вовсе не за создание теории относительности, в 1921 г. он был удостоен Нобелевской премии. В работе Эйнштейна содержалась важная новая гипотеза. Планк предположил, что свет излучается только квантованными порциями, а Эйнштейн пошел дальше — он предположил, что свет и существует только в виде этих квантованных порций.
Из закона сохранения энергии, при представлении света в виде частиц - фотонов следует, что
hv^Aout
где Аои1 - так называемая работа выхода (минимальная энергия, необходимая
/иг2
для удаления электрона из вещества); —---------- кинетическая энергия вылетающе
го электрона; v— частота падающего фотона с энергией Лг; И - постоянная Планка.
Из этой формулы следует существование красной границы фотоэффекта, то есть существование наименьшей частоты, ниже которой энергии фотона будет недостаточно для того, чтобы «выбить» электрон из металла.
Смысл формулы заключается в том, что энергия фотона расходуется на ионизацию атома вещества, т. е. на работу, которую необходимо совершить для того, чтобы «вырвать» электрон, а остаток переходит в кинетическую энергию электрона.
Исследования фотоэффекта были одними из первых квантово-механических исследований. Благодаря этим исследованиям было получено экспериментальное подтверждение, что свет помимо волновых свойств обладает и корпускулярными свойствами.
Таким образом, квантовая теория света полностью объясняет явление внешнего фотоэффекта.
Однако различают два вида фотоэффекта:
1) внешний (о котором мы только что говорили) - вырывание электронов из поверхности твердого тела под действием света;
2) внутренний — изменение электропроводимости полупроводников и диэлектриков под действием света.
Термин «фотоэлектрический» происходит от греческого «фотос», что означает «свет», и «вольтовый», то есть электрический, по имени итальянского физика А. Вольта, в честь которого называется единица электродвижущей силы - вольт. Термин «фотоэлектрический» используется в английском языке с 1849 г.
Именно внутренний фотоэффект, а точнее процесс разделения генерируемых квантами света электронно-дырочных пар на р-р переходе, лежит в основе процесса генерации электрического тока в фотоэлементах.
Современный фотоэлемент запатентовал Russell Ohl (Рассел Оль) (U. S. Patent 2,402,662 «Light sensitive device»). Оль запатентовал современное устройство полупроводникового солнечного элемента. Однако еще раньше Свен Асон Верглунд (Sven Ason Berglund) предложил метод повышения чувствительности фотоэлемента.
Современная история фотоэнергетики исчисляется с 1954 г., когда сотрудники лаборатории компании Bell случайно обнаружили, что кремний, легированный некоторыми примесями, имеет чрезвычайно высокую фоточувствительность. Это привело к созданию первого практического фотоэлемента. В 1954 г. американцы Пирсон, Фуллер и Чаплин запатентовали первый фотоэлемент с вполне приемлемым (порядка 6%) КПД.
В СССР первые работы по созданию фотоэлектрических преобразователей проводились в Физико-техническом институте Академии Наук (г. Ленинград). Руководил этими работами знаменитый академик А. Ф. Иоффе.
В 1938 г. два его аспиранта (Юрий Маслоковец и Борис Коломиец) создали первый фотоэлемент. КПД получаемых тогда сернисто-таллиевых элементов не превышал 1 %. Однако академик А. Ф. Иоффе, бессменный руководитель института, ученик знаменитого Рентгена, сразу же осознал значение полученных результатов. Уже тогда он предложил разработать государственную программу по «выстиланию» такими фотоэлементами крыш зданий. Тогда это предложение смотрелось как утопия и поддержки не получило. Однако сегодня мы знаем об успешной реализации в разных странах проектов под названием «1000 солнечных крыш» (Германия), «70 000 солнечных крыш» (Япония), «Миллион крыш» (США) и т. д.
Позднее работы по разработке и выпуску фотоэлектрических преобразователей в СССР получили интенсивное развитие во Всесоюзном научноисследовательском институте источников тока (ВНИИТ, г. Москва), который обеспечивал решение задачи по обеспечению энергией всех космических объектов, запускаемых в Советском Союзе.
Здесь необходимо отметить огромную роль в развитии этого направления науки и техники в СССР Николая Степановича Лидоренко, доктора технических наук, профессора, члена-корреспондента Академии Наук СССР (впоследствии Российской Академии Наук, РАН). Его имя неразрывно связано с развитием советской космической фотоэнергетики, равно как и с развитием ВНИИТа, позднее переименованного в НПО «Квант», где он работал с 1950 по 1986 год в должности Генерального директора и Главного конструктора.
В 1958 г. солнечные батареи на кремниевых фотоэлементах впервые были установлены на третьем советском спутнике (а также и на американском спутнике «Авангард»). С тех пор солнечные элементы стали основным источником энергии на всех космических аппаратах на околоземной орбите.
До последних дней Н. С. Лидоренко был активен, продолжал сотрудничество с многочисленным отрядом своих учеников и сподвижников. Оказывал поддержку молодым ученым, работающим в самых разных организациях. На рис. 18.135 Н. С. Лидоренко с группой сотрудников во время его визита во Всероссийский институт электрификации сельского хозяйства (ВИЭСХ).
В 1970 г. в Физико-техническом институте им. А.Ф. Иоффе коллективом сотрудников под руководством Жореса Ивановича Алферова был создан фотоэлемент на основе арсенида галлия, который имел высокий КПД. Здесь под руководством Ж. И. Алферова сформировался коллектив талантливых ученых, плодотворно работающих в области получения и исследования полупроводниковых многослойных гетероструктур (рис. 18.136). В дальнейшем Ж. И. Алферовым, академиком РАН, лауреатом Нобелевской премии, была создана научная школа и сформировано новое направление, связанное с созданием теории и практики получения, исследования и применения в различных отраслях науки и техники многослойных, так называемых «каскадных» структур на основе соединений АшВу. Эти устройства нашли широкое применение в различных отраслях науки и техники. Одна из таких отраслей - фотоэнергетика, где эти структуры открывают широкие возможности для существенного повышения КПД фотоэлементов за счет более полного использования всего спектра солнечного излучения и повышения эффективности работы солнечных элементов при использовании концентрированного солнечного излучения (за счет концентраторов солнечной радиации).
Во ВНИИТе в 1967-1969 гг. были разработаны первые в мире солнечные фотоэлектрические установки с фацетными концентраторами, которые использовались для электроснабжения автономных объектов в Армении (рис. 18.150) и в Туркменистане (рис. 18.151).
В 1975 г. во ВНИИТе был создан отдел наземной солнечной энергетики, которым в течение 12 лет руководил Заместитель Главного конструктора ВНИИТа Д. С. Стребков. За эти годы были разработаны и внедрены сотни солнечных фотоэлектрических установок для автономного электроснабжения речных буев и морских маяков, водоподъемных установок, сейсмических станций, специальных потребителей. На рис. 18.152 и 18.153 представлена солнечная фотоэлектрическая водоподъемная установка электрической мощностью 650 Вт с системой слежения за Солнцем в пустыне Кара-Кумы (Туркменистан, 1985 г).
В 1986 г. в Туркменской базовой лаборатории ВНИИТа в г. Ашхабаде была запущена в эксплуатацию солнечная фотоэлектрическая станция с параболоцилиндрическим концентратором (рис. 18.154 и 18.155) электрической мощностью 10 кВт, работающей на энергосистему.
В США первый эффективный солнечный элемент с КПД 17% был произведен в промышленных количествах в 1988 г. корпорацией Applied Solar Energy Corporation (ASEC).
К середине 70-х годов КПД солнечных элементов на кремнии во всем мире и в СССР, в частности, достиг величины порядка 10%. Далее в течение длительного периода этот показатель оставался на том же уровне. Для использования в космических аппаратах такой уровень эффективности преобразования солнечного излучения рассматривался как достаточный.
Серьезным стимулом для развития фотоэнергетики во всем мире послужили два мировых энергетических кризиса. В этот период работы по солнечной фотоэнергетике были вновь интенсифицированы, а акцент в этих работах был сделан на повышение эффективности солнечных элементов на кремнии, одном из самых распространенных в природе элементов и наиболее представленном на рынке сырьем.
Советский Союз в этот период не испытывал серьезных проблем с энергоресурсами, в частности, с нефтью и природным газом. Это и стало причиной того, что работы по фотоэлектрическим преобразователям в СССР должного развития не получили. Сведения о сформировавшихся на этот период организациях, вовлеченных в разработку и производство солнечных элементов или модулей, приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Разработчики и производители солнечных элементов, фотоэлектрических модулей (ФМ) и станций (ФЭС)
|
Организация/ Предприятие |
Год образования |
Номенклатура продукции |
Место нахождение |
ЗАО «ОКБ завода "Красное Знамя"» |
1984 |
ФМ мощностью 10; 15; 25; 30; 33; 35; 40; 45; 50; 55; 60 Вт |
г. Рязань |
АООТ Правдинский опытный завод источников тока «Позит» |
ФМ без каркаса и с каркасом мощностью 4,5; 5; 8; 9; 10 Вт; ФЭС |
Московская обл., п. Правдинский |
|
ОАО «Рязанский Завод Металлокерамических приборов» |
1963 |
ФМ мощностью от 8 до 55 Вт |
г. Рязань |
ООО «Солнечный ветер» |
1992 |
ФЭС бытового назначения от 3 до 200 Вт |
г. Краснодар |
ООО «СОВЛАКС» |
1991 |
Жесткие ФМ на основе амфорно - го кремния мощностью 12,5 и 20 Вт; ФМ для крыш зданий на амфор - ном кремнии мощностью 20 и 80 Вт |
г. Москва |
ОАО «Сатурн» |
ФМ мощностью 10-25 и 55 Вт, ЭС мощностью 10-100-200 и 500 Вт, ФЭС универсальные мощностью от 0,06 до 10 кВт |
г. Краснодар |
|
НПФ «Санэнеджи» |
8 видов ФЭС |
г. Москва |
|
ЗАО «Телеком - СТВ» |
1991 |
ФМ мощностью 5(7); 10(12); 20; 22; 25; 30; 33; 35; 40; 45; 50; 53 Вт |
г. Москва, Зеленоград |
ФТИ им. А. Ф. Иоффе |
1918 |
Солнечные элементы |
г. С.-Петербург |
АО «Элма» |
ФМ мощностью 5-7-10-12-30-33-3540-45-50 Вт |
г. Москва |
Источник: http://ecoclub.nsu. ru/allenergy/common/table2.htm 30 |
В этот период рост объемов производства продукции на этих предприятиях и в этих организациях сдерживался, главным образом, практически полным отсутствием потребителей на рынке. Цены на производимую продукцию были достаточно высоки, а низкие тарифы на традиционные энергоносители не способствовали росту спроса на солнечные элементы и модули. Более того, платежеспособность населения и юридических лиц оставалась низкой.
В начале 1990-х годов, несмотря на значительные достижения российской науки и техники в области фотоэлектричества, это направление вовсе перестало получать финансовую поддержку от государства. Вследствие этого завоеванные в предыдущие годы позиции стали теряться. Это касается в первую очередь наземной фотоэнергетики, в области которой в период двух энергетических кризисов зарубежные компании развили интенсивную деятельность и стали бить рекорды как по технико-экономическим показателям, так и по объемам производства изделий фотоэлектричества.
Только благодаря усилиям отдельных энтузиастов работы по фотоэлементам в России не только не заглохли, но и получили определенное развитие. Именно благодаря их активности в настоящее время в России существует ряд вполне современных предприятий по производству солнечных элементов и модулей, продукция которых пользуется спросом на рынке, в том числе, со стороны зарубежных потребителей. Более того, именно в России был выполнен комплекс исследований, позволивших создать солнечные элементы на основе кремния нового типа (например, матричные солнечные элементы) и фотоэлектрические модули с удвоенным по сравнению со стандартным сроком службы, которые будут рассмотрены в последующих главах книги.
Ко второй половине 1990-х годов прошлого столетия фотоэлектричество стало самостоятельной и перспективной отраслью промышленности. В связи с этим Россия, несмотря на некоторые научные достижения в недалеком прошлом, стала терять свои лидирующие позиции. Возникла необходимость закупать за рубежом не только оборудование для фотоэнергетики, но и технологии производства фотоэлектрических элементов и модулей.
Для решения этой проблемы в 1996 г. Министерством науки и технологий РФ в рамках Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения», подпрограммы «Экологически чистая энергетика» был начат проект «Создание высокоэффективных кремниевых фотопреобразователей и модулей с удельными параметрами более 160 Вт/м2 и 140 Вт/м2 соответственно и развертывание их опытно-промышленного производства с объемом 300 кВт/год». Головным предприятием по проекту была определена научно-производственная фирма «Кварк» (г. Краснодар). В 1998 г. проект был завершен. Была разработана оригинальная технология изготовления солнечных элементов и модулей с КПД до 16%.
Следует отметить, что даже в трудные годы отсутствия государственной поддержки благодаря активности энтузиастов появились предприятия, способные воспринять для внедрения новые технологии производства фотоэлектриче-
ской продукции. Поэтому технология, разработанная в опытно-промышленном масштабе, была внедрена в производство на фирме «Солнечный ветер» (г. Краснодар). Характеристики выпускаемой продукции соответствовали лучшим мировым образцам. Одновременно эта технологии была внедрена и на производственной базе ЗАО «ОКБ завода «Красное знамя» (г. Рязань).
Д. С. Стребковым была предложена таблица ключевых достижений в области фотоэнергетики [63] (таблица 2.2).
Таблица 2.2. Развитие фотоэлектричества в России
|
Год |
Ключевые достижения |
2001 |
Испытана резонансная система передачи электроэнергии, 20 кВт, 10 кВ. |
2004 |
Предложена глобальная солнечная энергетическая система с круглогодичной выработкой электроэнергии 24 часа в сутки. |
2005 |
Стационарный параболоидный концентратор с концентрацией х 3,5. |
В дальнейшем ситуация на рынке фотоэлектричества стала последовательно меняться. Производители фотоэлементов и модулей, освоившие прогрессивные технологии, начали производить продукцию высокого качества и поставлять ее по сравнительно низким ценам. Поэтому резко возрос объем заказов из-за рубежа. Особенно бурно объем заказов начал расти после принятия в некоторых странах ЕС (особенно в Германии) законодательных актов, стимулирующих приобретение и установку у себя в домах небольших по мощности фотоэлектрических станций. Спрос на ФЭ и модули резко возрастает, и российские производители начинают наращивать объемы выпуска продукции. Изменяется состав предприятий, специализирующихся в области производства солнечных элементов и модулей. Наибольшие темпы роста демонстрируют предприятия с частной формой собственности, создаваемые, как правило, группой инициативных частных лиц, работавших ранее в этой или смежных отраслях.
Эти предприятия начинают активно развиваться. Производство солнечных элементов и солнечных модулей в России в 2005 г. составило уже 12,6 МВт (это примерно 0,75 - 0,90% от общемирового объема).
Производственные мощности начали концентрироваться в основном в трех регионах (рис. 2.2).
S Краснодарский край ® Москва и область ^Рязанская область
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ООО «Хевел» (совместное предприятие ГК «Ренова» и ОАО «Роснано») готовится к вводу в эксплуатацию крупнейшего в Европе завода по производству тонкопленочных фотоэлектрических модулей для солнечной энергетики, расположенного в Новочебоксарске (Чувашия)[1]. ООО «Хевел» создано летом 2009 г. для развития в России производства тонкопленочных солнечных модулей. Доля «Роснано» в уставном капитале ООО «Хевел» составляет 49%, «Реновы» -51%.
В рамках проекта предполагается создать предприятие полного цикла по выпуску солнечных модулей мощностью один миллион солнечных модулей в год, что соответствует 130 МВт в год. В производстве должны быть использованы новые мировые разработки в производстве «тонких пленок». В качестве базовой планируется использовать технологию тонкопленочных фотоэлементов на основе микроморфного кремния, разработанную мировым лидером солнечной энергетики - компанией Oerlikon Solar (Швейцария).
Реализация проекта, если его удастся реализовать, должна способствовать стимулированию вспомогательных производств, в частности, производства особо чистых технических газов и специального стекла на территории России. В то же время авторам представляется, что при реализации проекта такого масштаба и такого характера в России надо тщательно рассмотреть ситуацию на российском рынке фотоэлементов, оценить спрос на эту продукцию и возможности экспорта, а также провести соответствующие подготовительные мероприятия.