Семейный бизнес
Герман Витрук, Исполнительный директор Ассоциации развития строительства
Мои предложения основаны на законе единства формы и содержания. В экономике, маркетинге и менеджменте ведь еще никто действие этого закона не отменил?
Другими словами, цель должна соответствовать средствам ее достижения и наоборот. При выполнении этих требований путь к прибыльности сокращается, при нарушении – увеличивается прямо пропорционально степени нарушения закона.
Цель – «магазин у дома». А что такое дом? Это семья, ее деятельность, где есть свои финансово-хозяйственные взаимоотношения.
Итак, какая форма построения бизнес-системы (сетевой или несетевой, неважно) наиболее соответствует магазину для семьи? На мой взгляд, ответ очевиден: семейный бизнес.
Фирма намерена построить цивилизованную сеть «магазинов у дома». В сочетании с выбранной формой наиболее эффективна сеть семейного бизнеса.
Аналоги в мировой практике менеджерам известны, не стану их повторять.
Преимущества семейного бизнеса
Часть расходов по открытию торговых точек несет семья, пожелавшая участвовать в проекте.
Сами продавцы (члены семьи, работающие в магазине) являются такими же потребителями и носителями информации для маркетинговых исследований: что и сколько нужно для семьи из... человек.
Лучше тех, кто живет в том или ином районе (в том или ином регионе) и собирается заняться бизнесом, никто не сможет выбрать самое подходящее место для размещения магазина, а также сформировать необходимую линейку товаров с учетом климатических и культурологических особенностей района (региона). Тем более что такие люди вкладывают свой капитал (интеллектуальный, социальный и финансовый) в открытие точки и, естественно, сами заинтересованы в снижении издержек на всех этапах – от проектирования места и размеров магазина до обеспечения рентабельности торговли.
К тому же в магазине работают не пришлые люди, а соседи. В результате повышается степень его привлекательности для клиентов, которые в этом случае (магазин – дом) наверняка будут постоянными.
Чтобы выявить и привлечь к сотрудничеству наиболее инициативные коллективы, можно устроить конкурсы по районам на семейные вакансии для работы в магазинах торговой сети. Кстати, попутно желательно провести программу «Забота о молодой семье».
Я готов развивать тему и дальше, но полагаю, что направление и так понятно. Частности зависят от конкретного места и позиции руководства, которое решило создать сеть «магазинов у дома».