МР-512 — доработка манжеты
Сальники и манжеты к пневматическому спортивному оружию от производителя
Доработка манжеты МР-512
Практически каждый обладатель МР-512 мечтает накинуть мощности своей винтовке. Для этого существует и уже известно на сегодняшний день не один десяток приемов и различных нюансов, доработка и исправление которых приводит к повышению начальной скорости винтовки. В этой статье я хочу более подробно остановиться на такой маленькой, но весьма важной детали – манжете. От ее качества и плотности прилегания манжеты к стенкам цилиндра зависит рабочий объем воздуха, а следовательно и скорость пули.
Перед тем как переходить, непосредственно, к приемам доработки манжеты, давайте сначала выясним причины возникновения проблем в этом узле винтовки. И так, как уже было сказано выше, потеря мощности происходит из-за потери рабочего объема воздуха, который манжета пропускает при спуске в результате неплотного прилегания юбки манжеты к стенкам цилиндра (нарушение обтюрации). В свою очередь это может происходить по следующим причинам:
Стирание краев манжеты в результате износа;
Стирание или повреждение краев манжеты вследствие шероховатости стенок цилиндра ;
Повреждение краев манжеты об острые края вырезов в цилиндре;
Залегание юбки манжеты.
В первом случае имеют место естественные процессы трения, которые и приводят к подобным последствиям. Здесь нечего изобретать, нужно всего лишь заменить манжету на новую.
При развитии событий по 2му и 3му сценарию вам, видимо, придется дорабатывать цилиндр (шлифовка рабочей зоны, обработка острых краев и выступов), потому что как не дорабатывай манжету, она все равно испортится. Это тема для отдельной статьи Четвертый пункт – это как раз наш случай. Здесь существует несколько вариантов. Начнем с самого простого.
Манжету можно залить силиконовым герметиком. Как это сделать? Все довольно просто! Сперва найдем на передней части манжеты юбку, края которой расходятся в стороны. Нетрудно заметить, что на передней части манжеты по кромке юбки расположена канавка. Ее мы и будем заливать. Возьмем, сперва, круглый надфиль мелкого размера и пройдемся им по внутренней поверхности канавки. Тем самым мы делаем поверхность шершавой, что позволит хорошо закрепиться герметику. За тем необходимо обезжирить поверхность, для этого подойдет ацетон – промоем им поверхность и дадим ацетону испариться. После этого можно закладывать герметик, чем глубже тем лучше, не переусердствуйте – герметик не должен выступать над плоской поверхностью манжеты. Пусть герметик просохнет примерно пару суток. Потом манжету можно смело устанавливать в винтовку и пользоваться. Этот метод не позволяет значительно расширить края манжеты, но препятствует их залеганию. Еще надо отметить, что герметик будет держаться в поршне примерно выстрелов 100. После этого он сам постепенно удалится из цилиндра, не нанеся никакого вреда внутренним деталям винтовки и не скажется пагубно на ее работоспособности, только скорость после этого опять вернется на прежний уровень. Этот метод прекрасно подойдет для тех владельцев МР-512, не проводивших радикальных доработок изнутри как, например, шлифовка цилиндра.
Существует и другой способ заливки. При этом в качестве заливаемого материала применяется Эпоксидный Клей (ЭК). Преимущество этого материала в том, что мы можем выбрать наиболее оптимальную для нас структуру эпоксидной смолы. Это достигается путем большего или меньшего добавления отвердителя в смолу. Стандартно рекомендуется соотношение смолы и отвердителя – 10 к 1. При этом смола становится довольно твердой, но одновременно с этим приобретает и большую хрупкость. Поэтому мы возьмем соотношение 12-14 к 1, это позволит добиться большей эластичности на равнее с достаточной прочностью. У ЭК есть и еще одно преимущество перед силиконом – ЭК обладает сильной «схватываемостью» с поверхностями и достаточно высоким сродством с различными материалами.
И так, приступим к заливке. Сперва проведем процесс обезжиривания поверхностей аналогично тому, как описывалось выше. По его завершении разведите эпоксидную смесь в металлической ложке (желательно ненужной) и слегка подогрейте ее. Затем при помощи проволоки или заточенной спички переносите по капле смесь в полость манжеты, придавливая ее слегка так, чтобы вышли пузырьки. Если не получается сделать это быстро, периодически подогревайте смесь по мере ее остывания. Теплая «эпоксидка» легко стекает вниз по стенкам манжеты. Еще один совет – полость лучше всего заполнять наполовину, т.к. при полном ее заполнении до краев манжета может попросту не влезть в цилиндр. По завершению заполнения дать остыть и высохнуть.
Такая манжета легко прослужит вам от 500 до 2000 выстрелов, при двух условиях:
а) вы все правильно сделали;
б) у вас уже отшлифован поршень.
Помимо доработки манжеты путем заливки существуют также методы с применением твердых тел. Рассмотрим их.
Метод первый с применением проволоки. Суть его в том, что юбку манжеты необходимо расклинить проволокой.
Для этого необходимо согнуть два полукольца из поволоки диаметром 1 мм. Манжету проткнуть шилом в четырех местах, после чего в канавку укладываются два полукольца из проволоки, концы которых вставляются в отверстия и загибаются, укладываясь одновременно в канавку с другой стороны манжеты. Метод эффективный, но довольно опасный, т.к. если в процессе работы манжеты проволока вылетит, то она может сильно попортить стенки цилиндра, поршень и саму манжету.
Второй метод предусматривает закладывание в полость манжеты кусочка резины от кордовых моделей. Она имеет коричневый цвет и диаметр 3 мм. Манжета обезжиривается, резинка обмакивается в резиновом клее и запихивается в канавку кольцом. Затем это все высыхает. По идее должно получиться, сам не пробовал, точно сказать ничего не могу.
И на сладкое остался еще один метод доработки манжеты, вернее даже не доработки а ее замены на зарубежный аналог фирмы GAMO. Этот весьма радикальный и более дорогой метод обычно применяется при условии отполированного цилиндра и обработанных вырезов и пазов в нем. При выполнении этих условий о проблемах с манжетой можно забыть на 2000 – 2500 выстрелов. Также необходимо учесть, что установка Хантеровской манжеты потребует изменения конструкции цилиндра. Если вы на готовы пойти на подобные жертвы, тогда вперед!
Для начала надо будет заказать у токаря или выточить самому шайбу под манжету. Она имеет форму усеченного конуса и отверстие в центре. Затем снять с поршня старую манжету и спилить грибок заподлицо. На месте спиленного грибка сверлится отверстие и нарезается резьба М6. Шайба сажается на винт, подогнанный предварительно по длине. Поверхность с торчащей головкой винта обтачивается до абсолютной гладкости. После чего можно одевать манжету, желательно руками без применения отвертки, дыба не повредить ее. При изготовлении шайбы обратите внимание на то, что после шлифовки диаметр цилиндра увеличился, следовательно, диаметр манжеты следует также сделать немного больше. Из-за этом могут возникнуть трудности при надевании манжеты на шайбу, она может не налезть. Чтобы ее растянуть подержите манжету немного в кипятке.
И так вы познакомились с некоторыми методами доработки манжеты. Какой метод подходит больше решать вам, все зависит лишь от уровня вашей технической подготовки, располагаемыми материалами и средствами. Но помните, что в погоне за лишними 10 -15 м/с не все средства хороши, т.к. в результате можно поплатиться целой винтовкой. Однако не стоит и недооценивать возможности, предоставляемые подобной доработкой, как правило, прирост мощности составляет от 3% до 5%, плюс стабилизация показателей скорости и кучности попадания (косвенно).
Ну что ж знаниями я с вами поделился, а применять их или нет решать вам. Вы также можете и экспериментировать. Удачи вам
Источник: http://agrostov.narod.ru/manget.html