ВИБРАЦИЯ ГАСИТ ВИБРАЦИЮ — ВИБРАЦИЯ УСИЛИВАЕТ ВИБРАЦИЮ (ОБОБЩЕННЫЙ ПРИНЦИП АВТОБАЛАНСНРОВКІІ)
13.2. Обобщенный принцип автобалапспровкп
Еще в 1884 г. шведский инженер Лаваль обнаружил, что неуравновешенный диск, сидящий на гибком валу, в закритической области частот вращения, т. о. при частотах ©, значительно больших частоты свободных колебаний р, самоцентрируется: его центр масс располагается практически на оси вращения (рис. 14.1, а). В итого существенно снижаются неуравиовешеппые усилия, передаваемые па опоры вала. Этот эффект, впервые теоретически объясненный в 1895 г. Фёпплем [220], успешно используется при создании различного рода машин с быстро вращающимися роторами, папример центрифуг. Он проявляется и в других, в том числе более сложных роторных системах (рис. 14.1,6 и в), что также находит важные применения (см., папример, изобретения [203, 204], позволившие существенно усовершенствовать машины для стирки белья).
Из изложенного в п. 12.3.3 и 12.4 интегрального при - зпака (экстремального свойства) устойчивости синхронных движений механических дебалансных вибровозбудителей — неуравновешенных роторов, приводимых от двигателей асинхронного типа,— вытекает ряд практически важных следствий, которые можно рассматривать как существенное обобщение закономерности, обнаруженной Лавалем. Напомним, что согласно этому критерию устойчивые синхронные движения некоторого числа к роторов с одинаковыми положительными парциальными угловыми скоростями [27]) обладают тем замечательным свойством, что им соответствуют грубые минимумы[28]) среднего за период значения функции Лагранжа L(I) = Та) — П11), вычисленного для колебательной части системы, на которой установлены роторы, и в предположении, что роторы равпомерно вращаются по закону
ф, = а3(мі + а„) (а, = ±1; s=l, ..., к), (14.1)
л колебательная система (несущие тела) совершает установившиеся колебания под действием неуравновешенных сил, развиваемых роторами в указанном движении. Из условия минимума выражения
D -= <(L(I>)> = <(Г(1) - П(1,)> (14.2)
— так называемой потенциальной функцпп — определяются пачальные фазы alt..., ак в устойчивых синхронных движениях (точнее — разности этих фаз а( — оск, ...
.., a*-i-aA).
Если теперь учесть, что в закритической области частот © > pmaz {ртлг — наибольшая частота свободных колебаний системы при заторможенных роторах; мы рассматриваем здесь системы с конечным числом степеней свободы) потенциальной энергией можно пренебречь по сравнению с кинетической, то получается первое важное обобщение обнаруженной Лавалем закономерности на мпогороторные системы: в закритической области частот роторы с одинаковыми положительными парциальными угловыми скоростями самоуравновешиваются в том смысле:, что средняя кинетическая энергия колебательной части системы имеет минимум; если при этом возможна такая фазировка роторов, при которой несущие тела неподвижны, т. е. Т{1) = 0, то эта фазировка непременно будет устойчивой. Такую фазировку назовем компенсирующей.
Сказанное иллюстрируется рисунками 12.6, е; 12.7, а; 12.8, а и 14.1, д и и, 1.
Другая важная закономерность, вытекающая из интегрального критерия, состоит в том, что весь диапазон частот вращения 0 < ю < 00 разбивается на интервалы, разделенные частотами свободных колебаний системы
РI = Pmtn, . . Pn — Pms. г II ПвКОТОрЫМИ ДРУГИМИ ЧЭСТОТаМИ
<7ь..., </г, в которых поочередно имеет место то само - уравновешивание, то усиление колебаний. При этом в закритической области и > pmil} как отмечалось, непременно имеет место самоуравновешивание, а в области м < рmm — усиление колебаний (в последнем случае можно считать, что Т11) < П(1), так что устойчивым движениям отвечает максимум потенциальной энергии). Эта закономерность иллюстрируется рис. 14.1,3 и и, 1.
Выше для упрощения рассуждений мы говорили о роторах с одинаковыми парциальными угловыми скоростями. Для роторов, парциальные скорости вращения которых несколько отличаются, сформулированные зако-
- О) + VW4 |
Рис. 14.1, а, 6, в, г, Q, е, ж, з. Обобщенный принцип автобалансировки неуравновешенных вращающихся тел: а) классическая система; центр масс статически неуравновешенного диска, вращающегося на невесомом упругом валу, в закритической области частот вращения со > р неограниченно приближается при к оси вращения; б) то же характерно
для жесткого статически неуравновешенного ротора, вращающегося ь упругих опорах; в) главная центральная ось инерции Cz статически и динамически неуравновешенного диска, вращающегося на невесомом упругом валу, при со > р неограниченно приближается при ю^оо к оси вращения; г) одна из главных центральных осей инерции твердого тела, вращающегося на струнном подвесе, при ю-»оо приближается к вертикали, проходящей через точку подвеса (V, д) два одинаковых неуравновешенных ротора, установленных на невесомой упругой балке, взаимно уравновешиваются в закритической области частот вращения со > р;
е) в той же области нормально работает автобалансир, установленный на невесомом валу: шарики 1 располагаются в полости диска 2 таким образом, чтобы компенсировать его статическую неуравновешенность;
ж) так же ведут себя маятники J, закрепленные на диске 2, вращающемся на невесомом упругом валу; з) сепараторы подшипников качения, в которых установлен жесткий ротор, при синхронизации в закритической области частот вращаются так, что происходит взаимная компенсация колебаний вала, вызываемых некоторыми погрешностями изготовления Подшипников
номерности сохраняются в виде некоторой тенденции. Та же тенденция к взаимной компенсации неуравновешенностей в закритической области частот вращения была обнаружена для ротора с маятниковыми подвесками
1)
о + |
- +
Рис. 14.1, и, к. Обобщенный принцип автобалансировки неуравновешенных вращающихся тел: и) одинаковые неуравновешенные роторы, установленные на упруго опертом твердом теле, при устойчивом синхронном вращении в закритической области частот (а > Ртах взаимно компенсируют вызываемые ими (J) или внешней гармонической силой (2) колебания тела, которое остается практически неподвижным; при ю < pi имеет место максимальное усиление колебаний, а диапазон pi < ю <Рщах распадается на промежутки, в которых поочередно происходит компенсация или усиление колебаний; аналогичная картина имеет место в случаях, когда упругие валы и балка на рис. д) — ж) обладают распределенной массой, т. е. когда ртах “00 (знаком «—» помечено взаимное расположение роторов при компенсации, а знаком « + » —при усилении колебаний тела; так же помечены соответствующие промежутки изменения (о (3); к)—еще более сложная система — жидкость, частично заполняющая сосуд, вращающийся на упругом валу,— может образовать в зависимости от значения частоты вращения <о, как предельно уравновешенную (—), так и предельно неуравновешенную ( + ) конфигурацию
(рис. 14.1, ж), автобалансиров (рпс. 14.1, е; см. также п. 14.2.2) и некоторых других роторных систем, в частности для таких своеобразных роторов, которые представляют собой сепараторы подшипников качения, установленных в опорах некоторого вида (рис. 14.1, з) [1, 42, 94]. Как установлено, при самосинхронизации
в закритической области сепараторы обнаруживают тенденцию к взаимной компенсации вызываемых ими колебаний вала в опорах. Особенность этого случая состоит в том, что здесь колебания вызываются не неуравновешенностью сепараторов, а неточностями изготовления подшипников, вследствие которых потенциальная энергия колебапий системы зависит от углов поворота сепараторов[29]) [94].
Блпзкие по характеру закономерности были обнаружены А. Ю. Ишлинским и его учениками и коллегами в поведении иной, как оказалось, достаточно сложной системы — твердого тела, вращающегося на струнном подвесе (рис. 14.1, г) (см. статью и книгу [105, 107], а также работу [193], где прпведепы библиографические ссылки).
Таким образом, сразу несколько видов устройств с вращающимися роторами, вызывающими колебания системы, на которой они установлены, обнаруживают общую закономерность поведения, которую можно рассматривать как некоторый обобщенный принцип автобалансировки и сформулировать следующим образом.
Отдельные роторы или несколько синхронно вращающихся роторов, установленных в единой колебательной системе и вызывающие ее колебания вследствие неуравновешенности или других факторов, обнаруживают в области частот вращения выше наибольшей частоты свободных колебаний системы тенденцию к ослаблению колебаний, в области ниже наименьшей частоты свободных колебаний — к усилению колебаний системы, а промежуточный диапазон частот вращения распадается на промежутки, в которых поочередно имеет место тенденция то к самоуравновешиванию, то к усилению колебаний.
Выше речь шла о поведении роторов в колебательных системах с конечным числом степеней свободы. Исследования показывают (см., например, [90, 35, 42]), что сказанное о перемежаемости диапазонов самоуравновепшва - пия н усиления колебаний распространяется также на случай, когда упругие валы и балка на рис. 14.1, д— ж обладают распределенной массой (в этих случаях pmzz =■ *=■«>). Аналогичное поведение, по крайней мере при не слишком высоких частотах вращения, обнаруживает п
еще пе лостаточпо полпо изученная система с ротором, содержащим жидкость (рис. 14.1, к); это обстоятельство использовано, в частности, в изобретении [38].
Другое обобщение отпосится к случаю, когда роторы связаны также пекоторой системой так называемых несомых связей. Одпако на соответствующих результатах, базирующихся на исследованиях Р. Ф. Нагаева [155], мы здесь не останавливаемся.
Отметим, что в пределах каждого пз рассмотренных выше типов систем сформулнрованпое положение представляет собой достаточно строго теоретически установленный и экспериментально проверенный факт. Однако общего доказательства этого положения, охватывающего все разнообразные роторные системы, о которых шла речь, еще не существует. Поэтому указанное положение отпесено нами к разряду припципов.