Польское дизайнерское бюро : «заплати, сколько считаешь нужным»
Поляки, дизайнеры из бюро 8k пошли по пути рок-узыкальных обществ, которые издавна уже предлагают закачивать каждый собственный новый музыкальный альбом, но платить за него столько, сколько вы посчитаете необходимым.
Что все-таки это за система оплаты такая «Сколько совесть подскажет» либо PWYW system ? Припоминает или благотворительность, или милостыню. А по сути PWYW system – это рыночный инструмент, дорогие вы наши, рекламная стратегия!
Как это: позволить клиентам — самим решать — сколько и чего стоит — уже выполненная для их работа?
По сути — PWYW system это момент чисто психический, поведенческий. Как вам, наверняка, понятно, психологи-бихевиористы (поведенческие психологи) уже сотку лет работают в тесноватой связке с рекламщиками и обширнее – делом в целом –интересующимся одни вопросом: как прирастить реализации и прибыль.
Потому расчёт бизнесменов, пользующихся PWYW system (таких, как польское бюро дизайна 8k) идёт наверное. Примеры (нужно сказать – головокружительно удачные!) музыкальных групп, только подтверждают: в конечном итоге сумма сбора превосходит ту, которая вышла бы — бери ты за собственный продукт строгую таксу.
Бизнес-модель, она же – система оплаты труда pay-what-you-want system либо PWYW system – система редчайшая и не всюду уместная.
Все же, креативное бюро дизайна из Польши — 8k, решило действовать на собственный ужас и риск. Такая система оплаты труда как PWYW system свойственна для арт-рынка и мира шоу-бизнеса (для тех же рок-музыкальных групп, о которых у нас здесь с вами всё время идёт речь).
А креативщики из польской дизайн-студии рассудили здраво: чем мы не живописцы, чем мы не артисты? И вправду, в сознании потребителя неплохой стиляга-дизайнер стоит кое-где на одной полке с художником, архитектором, музыкантом.
Дизайнер (даже если он разрабатывает дизайн упаковки с презервативами либо чинит кафе с беляшами) это не обычный «торговец», не ремесленник.
Конкретно это и желали выделить поляки из бюро креативного дизайна 8k, внедрив у себя ту же систему оплаты, гонорара, которая пользуется таковой популярностью в мире искусства — PWYW system.
Так же как и стоимость картины в галерее не складывается из суммы потраченных на неё масляных красок, а складывается из чего-то «эфемерного», так и неважно какая другая творческая «вдохновенческая» работа может запросить за себя – «ничего», а может продаться с аукциона Сотбис за несколько миллионов.
PWYW system и амбиции Художника
Как гласит Деян Суджич, главный историк дизайна современности и директор Музея Дизайна в Лондоне: основная тенденция современного дизайна сохраняется уже последние четверть века. Эта тенденция — очень отстроить себя от понятийного ряда, связанного со словом «дизайн», «ремесло». И очень пристроить себя к смысловому ряду, связанному с понятием «искусство».
Тем, дизайн, отстроивший себя от ремесла и притворившийся «искусством», может смело претендовать на то, что цены на его продукцию будут складываться по законам арт-рынка произведений искусств, а не рынка беляшей.
Другими словами, за почеркушку, сделанную наскоро на грязной ресторанной салфетке можно будет попросить и пару миллионов евро…
А попытайтесь состроить такое лицо, продавая какой-либо офисный стул и именуя себя «промышленным дизайнером».
Именно поэтому стратегия польской дизайнерской конторы 8k становится нам так явна – практически сходу. «Приплюсовывая» себя системой оплаты pay-what-you-want system к подлинным Художникам, удел которых — выставляться в Музеях Изобразительных Искусств – поляки-дизайнеры метят высоко — они ждут гонораров, сравнимых с гонорарами Пабло Пикассо. Что ж. Имеют право!..