ОБСЛУЖИВАНИЕ
Все обслуживание делится на две очевидные категории: плановое и неплановое. Цель программы планового обслуживания состоит не в исключении всех поломок, а в уменьшении общей стоимости эксплуатации. Затраты на предупреждение поломок часто зависят от последствий поломок. Если система охлаждения обслуживает компьютер, ее выход из строя стоит очень дорого, так же как и остановка некоторых процессов массового производства. Для тепловых насосов, снабженных дополнительными источниками тепла, несколько повышающими стоимость установки, выход из строя не ведет к дополнительным затратам, так что особо надежные защитные мероприятия не требуются.
Плановое обслуживание повышает ресурс оборудования. Здесь хорошим примером служит своевременная замена компрессорного масла, поскольку при длительном его использовании заметно возрастает его кислотность.
Таблица 4.2. Стоимость обслуживания |
* |
||||
Тип |
Стоимость, долл./(год. м') |
Олю а > о ь 2 и о » а |
||
Средняя |
25% |
75% |
™ «о s J >. Wsg |
|
I II |
1,6329 1,1916 |
0,7535 0,7635 |
2,5833 1,6729 |
24 9 |
Средняя стоимость обслуживания системы теплоснабжения и вентиляции в год на квадратный метр обслуживаемой площади [9] приведена в табл. 4.2. Сопоставлялось обслуживание двух
уровней— Очень тщательное, а тип II — частично плановое, а частично неплановое, по мере надобности. Разница в затратах оказалась небольшой.
Как известно, поломка мелкой компоненты может вызвать больший ущерб, чем поломка крупной. В табл. 4.3 приведены причины вызовов техника для ремонта 163 тепловых насосов, установленных в жилых и общественных зданиях, за 3 года [4]. Нет необходимости придавать значение разнице между обследованными тепловыми насосами н местами их установки.
Таблица 4.3. Статистика ремонтных вызовов
|
Для конструктора важно учесть, что более 90% вызовов для ремонта связано со вспомогательным оборудованием и лишь малая часть — с основным. Конденсаторы, реле, соленоиды и выключатели требуют к себе серьезного внимания для повышения надежности тепловых насосов. Рынок в течение длительного времени не мог оправиться после серии публикаций о поломках компонент, что особенно проявилось в США в виде снижения продажи тепловых насосов в конце 60-х годов. Последние исследования [10] показывают, что начиная с 1968 г. интенсивность поломок компонент неуклонно снижается.
В промышленном секторе картина иная. Здесь большее число часов использования в году и более высокое качество вспомогательного оборудования, чем в домашних условиях. Основное значение приобретает химическое воздействие на оборудование. Теплообменники следует периодически подвергать ревизии и очищать. Образцы масла необходимо отправлять на анализ для определения продуктов разложения хладоагента или механических разрушений. Вообще можно отметить, что любое прогрессирующее нарушение прежде всего проявляет себя в масле, которое действует как хороший индикатор нормальной работы.
Чтобы конкурировать с огневыми котельными, тепловой насос должен быть рассчитан на 25—30 лет эксплуатации. Такой ресурс при приемлемой надежности требует тщательного конструирования как основных, так и вспомогательных элементов установки.