МЕТОДЫ ДЕФРОСТАЦИИ
Таких методов несколько. Если тепловой насос реверсивен, как это делается для установок, изготовленных в США и импортируемых в настоящее время в Европу, дефростация производится реверсированием теплового насоса на короткий период, в течение которого испаритель становится конденсатором и температура его повышается. Во время этой операции внешний вентилятор можно отключить, чтобы температура теплообменника быстрее повышалась. С целью компенсации на время дефростации включается дополнительный нагреватель.
Рис. 4.11. Зависимость частоты дефростации от относительной влажности ф и температуры сухого термометра. |
Это элегантное решение проблемы дефростации, особенно, если учесть, что многие тепловые насосы конструировали как воздушные кондиционеры круглогодичного действия, т. е. установки, реверсивные по существу. В этом случае все клапаны и аккумуляторы предусмотрены и требуется дополнение только в виде системы управления. Основной недостаток состоит в том, что отключение отрицательно влияет на поток хладоагента, в частности жидкость может попасть в компрессор, когда внутренний теплообменник начинает работать как испаритель. Превентивной мерой является установка жидкостного аккумулятора на всасывающей линии
(рис. 4.12). Такая защита вполне удовлетворительна, но она повышает износ компрессора вследствие постоянного изменения условий нагрузки, и снижает КОП из-за теплоемкости жидкости в аккумуляторе. Если тепловой насос нереверсивен и рассчитан только на нагревание, следует подумать и о других методах дефростации. Если их найти не удастся, то тепловой насос придется делать реверсивным только для целей дефростации.
Других методов несколько. Предложено, например, устанавливать электронагревательные элементы вдоль ребер испарителя, хотя это довольно дорого и снижает эффективность ребер в нормальной эксплуатации. Другое предложение состоит в применении струй горячей воды, которые следует правильно направить. Предлагались также испарители из плоских пластин, с которых лед опадает кусками при механической очистке и не требует плавления. Эта система приводит к увеличению объема испарителя, так как только оребрение позволяет получить достаточную поверхность в малом объеме. Было проведено много исследований по выяснению влияния конструкций испарителей на обледенение. Варьировались такие параметры, как число рядов трубок, шаг оребрения и расход воздуха [7, 8]. Если испаритель оптимизирован по минимуму эксплуатационных затрат с учетом мощности вентилятора, то расход воздуха будет меньше, чем оптимальный с точки зрения дефростации, так как повышение расхода воздуха снижает скорость обледенения, по крайней мере при температуре воздуха выше 0° С. Эксперименты были проведены с увеличением шага оребрения до 12 мм, а также с переменным шагом оребрения, когда ребра широко расположены на правом ряду трубок испарителя с целью накопления льда, а на последующих рядах расстояние между ребрами уменьшается для улучшения теплообмена. Это довольно сложная конструкция, и вряд ли она получит широкое распространение.
Если тепловой насос с использованием низкопотенциального тепла окружающего воздуха получает еще и высокопотенциальное тепло (абсорбционный цикл или газомоторный парокомпрессион- ный цикл), то можно применять для дефростации сбросное тепло. Например, сбросное тепло от выхлопа двигателя внутреннего сгорания обычно добавляется к теплу от конденсатора теплового насоса, но его можно эффективно использовать для периодической дефростации, подавая выхлоп на испаритель.
■о- |
-------------------------- 0— Рис. 4.12. Реверсивный тепловой насос с жидкостным аккумулятором на стороне всасывания. 1 — конденсатор; 2 — четырехходо - вой кран; 3 — аккумулятор жидкости; 4 — компрессор; 5 — испарители. |
На Британской исследовательской станции в Солихалле создан экспериментальный тепловой насос, на котором исследуется этот метод дефростации с целью его последующего широкого примене
ния. Здесь выхлопные газы охлаждаются не слишком сильно и поэтому содержат большую долю влаги. В абсорбционном тепловом насосе может быть применена очень эффективная камера сгорания, дающая выхлопные газы при температуре не более 100— 200° С. Если их подмешивать к потоку воздуха через испаритель, то обледенение фактически может увеличиваться в условиях очень холодной погоды. Но в целом тепловые насосы с огневым обогревом имеют хорошие возможности для дефростации горячим воздухом.