Управление строительной компанией
Инвестиционная политика
Основной целью инвестиционной политики компании в условиях рыночной экономики является максимизация прибыли на вложенный капитал или, другими словами, максимальное увеличение дохода акционеров. Вместе с тем значительное, а иногда и определяющее влияние на инвестиционную политику оказывают такие факторы, как конкурентная борьба, стремление выйти на новые, перспективные сектора рынка. В любом случае инвестиционная политика должна носить долгосрочный характер и соответствовать общей стратегии развития компании.
В принципе возможны три главных направления инвестиционной деятельности строительных компаний.
1. Модернизация и техническое перевооружение производства, нацеленные на снижение себестоимости строительства.
2. Наращивание объемов подрядных работ (в том числе с выходом за пределы региона).
3. Внедрение в новые, растущие сектора строительного рынка.
На Западе, в условиях экономической стабильности и примерно одинаковом уровне технической оснащенности строительных компаний, преимущественным направлением инвестиционной деятельности является укрепление производственного потенциала и увеличение объемов СМР. При этом приобретается только основное, базовое оборудование, работающее с максимальной загрузкой. Остальная (вспомогательная) техника, как правило, берется в аренду. Доля арендованного оборудования составляет до 50% (это относится и к крупным компаниям). Такая техническая политика позволяет достаточно быстрыми темпами наращивать производственный потенциал компании, несмотря на относительно низкую рентабельность строительства (например, в США она составляет, в среднем, около 5%), обусловленную жесткой конкуренцией.
Аренда строительного оборудования дает возможность быстро развернуть мощности компании в пиковые периоды, когда ей удается получить много заказов, а также в периоды общего строительного бума, которые часто бывают краткосрочными. Кроме того, аренда техники незаменима при работе над уникальными для компании проектами, носящими единичный характер.
В западной практике завоевание новой рыночной ниши обычно осуществляется путем учреждения дочерних компаний, что позволяет привлечь дополнительный капитал. Иногда дочерние компании создаются через покупку контрольного пакета акций (около 50%) небольших фирм, уже закрепившихся в растущем секторе рынка.
Широко используется и система франчайзинга, когда новая компания учреждается под фирменной маркой и с использованием технологий известной строительной корпорации. Система франчайзинга позволяет значительно сократить издержки и риск, связанные с выходом в новый сектор рынка. Кроме того, фирма, выдавшая лицензию (франчайзу), может организовать обучение персонала, консультирование, рекламную кампанию и другие виды финансового, технического и коммерческого содействия.
В российских условиях, с учетом технической отсталости значительной части строительных компаний и растущей конкуренции со стороны иностранных подрядчиков, которая определяет необходимость повышения качества работ и сокращения их сроков, приоритетным направлением инвестиционной деятельности является модернизация производства.