Как предупреждают кражи в музеях США
Южноамериканские музеи употребляют новые технологии, чтоб предупредить кражи экспонатов. Об этом РИА Анонсы старший вице-президент наикрупнейшго в США нью-йоркского музея "Метрополитен" Гарольд Холцер.
Как сказал Холцер, для отслеживания похищенных произведений в США существует несколько электрических баз данных, самая популярная из которых - Art Watch. Ее вместе содержат и обновляют все южноамериканские музеи изобразительных искусств. В международном масштабе главными базами данных о ценностях, похищенных из музеев и личных коллекций, являются Art Loss Registry и Trace. Конкретно на их основании ведет свою статистку и рассылает по миру ориентировки Интерпол.
"Мы никогда не обсуждаем на публике и с представителями прессы вопросы охраны и безопасности наших экспонатов", - произнес Холцер. Он в курсе вскрытия хищения более 220 предметов из запасников "Эрмитажа", но предпочел бы не комментировать и его.
"Отмечу только, что в истории "Мет" краж не было вообщем, - произнес Холцер. - Коллекция у нас повсевременно контролируется и перепроверяется, и цикл инвентаризации в "Метрополитен" еще меньше года. В ближайшее время мы интенсивно работаем над тем, чтоб расположить в Вебе изображения всех произведений искусства из нашей коллекции. Вообщем мы на данный момент больше, чем до этого, уделяем внимание использованию достижений технической революции".
Согласно статистике, Соединенные Штаты не принадлежат к числу государств, более подверженных кражам произведений искусства. В тройку фаворитов тут входят Франция, Италия и Наша родина. По данным расположенным на официальном веб-сайте Интерпола, в 2004 году из французских коллекций и храмов было похищено 5543 предмета, из русских - 1885.
Но это не означает, что южноамериканские музеи 100-процентно защищены от краж. В раз в год составляемом ФБР перечне Топ-10 самых разыскиваемых произведений искусства вместе с похищенными в Шотландии и Норвегии "Мадонной с прялкой" Леонардо да Винчи и "Кликом" Эдварда Мунка бытуют несколько картин Рембрандта и Рубенса общей ценой около $300 миллионов, украденных в 1990 году из личного музея Изабеллы Стюарт-Гарднер в Бостоне.
По словам спеца по поиску похищенных произведений искусства агента ФБР Джеймса Уинни, в США, как и в других странах, такие кражи часто происходят при соучастии музейных работников. "Хищения ценностей из музеев и хранилищ происходят по вине инсайдеров еще почаще, чем показывается в голливудских фильмах, где качественный взломщик просачивается в охраняемое здание через трубу либо каким-то еще больше хитроумным методом", - признает Уинни.
В мире музеи выставляют на обозрение публики только приблизительно 2% собственных экспонатов, другие находятся в их запасниках. Но если в Рф эти запасники размещены, обычно, в самих галереях, то в Соединенных Штатах - в совершено отдельных местах. Так, не выставляемые предметы коллекций нью-йоркских музеев располагаются в расположенной в Куинсе "Крепости" - снаряженном бронированными сейфами и системами климат-контроля хранилище, которое принадлежит общенациональной личной компании, специализирующейся на охране шедевров изобразительного искусства и антиквариата.
Если правонарушителям все таки удается выполнить собственный план и похитить экспонат из южноамериканского музея, то они или моментально переправляют добычу за границу, или навечно "ложатся на дно".
"В том, что касается украденных произведений искусства, границы - это сито, - утверждает исполнительный директор Интернационального фонда искусствоведческих исследовательских работ (International Foundation for Art Research) Шарон Флешер. - Предметы искусства, в особенности маленькие по размерам, могут передвигаться по миру очень стремительно. Вот если кража получила широкий резонанс в СМИ, тогда другое дело".
"Если похищенное произведение очень отлично понятно, то его стараются скрыть от сторонних глаз навечно. По слухам, в Турции, к примеру, богатые собиратели укрепляют на собственных виллах украденные картины с тыльной стороны к другим полотнам - так, чтоб их можно было время от времени развернуть", - гласит совладелец манхэттенского магазина российского антиквариата A la Vielle Russie Питер Шаффер.
New-york, 16 августа 2006 года - РИА Анонсы, Андрей Лощилин