Технополис — крупное…
Магазины, входящие в корпоративную сеть, обычно торгуют определенным ассортиментом товаров, могут иметь одинаковый внешний вид и внутреннее оформление.
Торговый комплекс — крупное предприятие розничной торговли, включающее как универсам, так и розничные магазин-склад и магазин сниженных цен. Такое сочетание позволяет осуществлять дальнейшее снижение издержек на хранение товара, обеспечивает клиен та возможностью получать разнообразные товары высокого качества в одном месте, создает удобства для клиен тов, желающих осуществить самообслуживание, использовать свой транспорт и т. п.
Торговец-оптовик — лицо, торгующее товарами смешанного ассортимента (любые товары), товарами неширокого насыщенного ассортимента (одежда, лекарства), а также узкоспециализированными товарами (автомобили, электробытовые приборы).
Трактат — международный договор.
Трансферт — перевод денег.
Траст — доверенность на ведение финансовой и хозяйственной деятельности.
Трест — объединение предприятий, в котором они теряют производственную, коммерческую, а иногда и юридическую са-мостоятельность.
Трудоемкость — затраты рабочего времени на производство единицы продукции.
У
Убыток — ущерб в денежной форме.
Узура — взятка.
Универмаг — крупный магазин, торгующий несколькими группами различных товаров: одеждой, обувью, мебелью, хозяйственными товарами, галантереей, канцелярскими товарами и т. д. Каждая из этих групп имеет свой отдел, который занимается не только торговлей, но также закупкой и хранением товара.
Универсам — крупный магазин самообслуживания, торгующий продовольствием широкого ассортимента, а также некоторыми товарами повседневного спроса (в первую очередь хозяйственными).
Унификация — создание единообразия различных деталей, видов продукции с целью удешевления их производства и повышения производительности труда.
Упущенная выгода — прибыль (доход ) или иное благо, не полу-ченные вследствие нарушения договора или причинения вреда.
Устав предприятия — свод правил, регулирующих цели, задачи предприятия, предмет его деятельности, систему и органы управления, распределение прибыли, порядок реорганизации и ликвидации и другие вопросы жизни предприятия.
Уставной капитал акционерного общества — капитал, состав-ленный из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Он определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.
Ф
Факс (телефакс) — передача изображения (текста) на расстояние.
Факторинг — финансово-коммерческая услуга, при которой банк заранее оплачивает товары выпускающему их предприятию и по мере их поступления к потребителю получает деньги от покупателя.
Фандрейзинг — деятельность по привлечению и аккумулированию финансовых средств из различных источников на реализацию социально-культурных проектов и программ.
Физическое лицо — гражданин.
Фирма — организация (юридическое лицо), которая производит товары или услуги.
Фондоемкость — показатель, обратный фондоотдаче (см.).
Фондоотдача — отношение объема произведенного товара к стоимости основных производственных фондов.
Фонды предприятия — денежные средства и материальные ценности, направленные на производственно-хозяйственную де-ятельность предприятия и стимулирование его персонала (фонд развития производства, фонд оплаты труда, фонд социального развития и др.).
Формы обслуживания предприятий розничной торговли — торговля вразнос, торговля по заказам (обычно со скидкой), с заказом по почте или по телефону (телефаксу), торговля с помощью автоматов и т. д.
Форс-мажор — обстоятельства непреодолимой силы, делающие невозможным исполнение контракта (стихийные бедствия, боевые действия, политические потрясения и т. п).
Франшиза — лицензия, предоставляемая крупной фирмой малому предпринимателю для деятельности под ее маркой.
Фрахт — плата за перевозку грузов или пассажиров владельцу транспортных средств.
Функции управления предприятием — главные задачи, решаемые в процессе управления: прогнозирование и планирование, организация работы, активизация и стимулирование, координация и регулирование, учет, анализ и контроль.
Функциональное управление — управление по задачам (плани-рование, организация, координация и регулирование, активизация и стимулирование, учет, анализ и контроль).
Фьючерс — контракт с определенным сроком исполнения.
Фэктор — посредник, собирающий разрозненные финансовые поступления.
X
Хайринг — среднесрочная аренда имущества.
Хедж — страховка от неблагоприятного изменения цены.
Хозяйственный механизм — взаимосвязанная система правовых, экономических и организационных форм и методов управления хозяйственной деятельностью предприятия.
Холдинг — акционерное общество, приобретающее контрольные пакеты акций других обществ с целью управления ими.
Ц
Цена — денежное выражение ценности товара.
Цена купли-продажи (фактурная цена) — цена, которая опре-деляется условиями поставки, оговоренными в контракте.
Цена «падающий лидер» — цена, которая используется торговцами для привлечения покупателей; обычно снижается цена лишь на один какой-нибудь товар, но покупатель, привлеченный этим фактом в магазин, может купить и другие товары, цена на которые не снижалась.
Цена спроса — цена, которая складывается на рынке в результате свободных рыночных отношений конкуренции, спроса и предложения.
Ценз — ограничительные условия, препятствующие получению определенных прав.
Ч
Чартер — договор найма транспортного средства.