Собирать авто в Украине будет нерентабельно
Министерство денег выступило с предложениями прирастить акцизные сборы при импорте кузовов для легковых автомобилей.
Как пишет "Коммерсант-Украина", в законопроекте предлагается прирастить в Налоговом кодексе сборы для укомплектованных и неукомплектованных авто кузовов со 109 до 3,5 тыс. евро за единицу.
В проекте отмечается, что в прошедшем году в Украину ввезли более 22 тыс. авто кузовов, за которые было уплачено всего 28 млн грн. В министерстве именуют это уклонением от полного налогообложения - кузова декларируются как разобранные агрегаты автомобилей, тогда как при импорте готового автомобиля уплачивается пошлина в размере 10% от его цены. Потому "увеличение налога на кузова сделает агрегатный ввоз автомобилей нецелесообразным и даст возможность развития их полномасштабного производства".
На данный момент крупноузловую сборку ведут два из 4 украинских автопроизводителей - компания "Еврокар" (авто Skoda) и Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ; Ssang Yong). При всем этом настоящее создание автомобилей действует на предприятиях ЗАЗ (Sens, Lanos, Forza, Vida) и "Богдан" (Bogdan, Хэндэ).
В "Еврокаре" молвят, что пуск мелкоузловой сборки для компании экономически выгоден при объеме продаж более 80 тыс. автомобилей в год. В прошедшем году в Украине было всего продано выше 220 тыс. легковых автомобилей. "Если в стране подымут сбор, нам придется просто уйти с рынка",- гласит управляющий отдела по связям с общественностью компании "Еврокар" Лена Гавинская. При мощности 100-150 тыс. в год в этом году завод произведет 18-20 тыс. Директор по маркетингу АИС (обладает КрАСЗ) Сергей Боровик отмечает, что его компания в случае принятия законопроекта будет обязана сконцентрироваться на импорте.
В "Богдане" и "Укравто" (владет ЗАЗом), напротив, поддерживают инициативу Минфина. "Мы инвестировали колоссальные средства в создание автомобилей и заинтересованы в господдержке в виде увеличения этого сбора, спецпошлин на импорт и утилизационного сбора",- сказали в пресс-службе "Богдана". В компании считают, что такие меры позволят сделать предпосылки для вербования глобальных автопроизводителей. В "Укравто" и совсем считают, что крупноузловая сборка автомобилей в Украине на данный момент экономически неэффективна, так как издержки на ее компанию сравнимы с импортом. "При отсутствии законодательно закрепленных требований по созданию мощностей и локализации производства крупноузловая сборка практически является сокрытым импортом и употребляется только в качестве схемы ухода от налогообложения",- считают в пресс-службе компании.
Рентабельность мелкоузлового производства вдвое выше крупноузлового, гласит старший аналитик ИК Dragon Capital Таисия Шепетко. "На данный момент загрузка всех заводов составляет 10-20%, и поддержка страны принципиальна для каждой компании. Потому оказывать давление на часть производителей некорректно - они ведь тоже приносят доходы в бюджет и делают рабочие места",- гласит эксперт. Генеральный директор отраслевого издания AUTO-Consulting Олег Омельницкий считает, что еще 10 годов назад правительство должно было поделить компании по категориям и дать им стимул с течением времени прейти от крупноузловой сборки к настоящей. "Если правительство введет завышенный акцизный сбор без программки развития заводов и стимулирования прихода инвесторов в ветвь, это не принесет фуррора",- уверен он.
Предсказывать шансы на принятие документа специалисты не берутся. Лобби в парламенте на данный момент есть у представителей обеих групп производителей. А именно, на прошлых выборах депутатами Верховной рады стали обладатель АИС Дмитрий Святаш, знатный президент "Укравто" Тариэл Васадзе и совладелец "Богдана" - министр экономического развития и торговли Петр Порошенко. На данный момент законопроект проходит согласование с рядом министерств и ведомств.