Здесь возникает ряд проблем…
Это объясняется рядом существенных преимуществ производства по контракту:
— возможность внедрения на рынки, защищенные таможенными или административными барьерами;
— обеспечение контроля за рынком;
— минимальные капиталовложения и снижение стоимости производства за счет низкой оплаты труда и других издержек;
— уменьшение риска из-за политической и экономической нестабильности (национальное предприятие не подвержено на-ционализации, расчеты в национальной валюте менее зависимы от изменения валютного курса);
— создание или поддержание высокого имиджа крупной фирмы на национальном рынке (что особенно важно в странах с большим населением).
Управленческий контракт дает возможность зарабатывать деньги в форме вознаграждения, а иногда и части прибыли, осуществляя управление деятельностью зарубежных компаний. Такая форма коммерции чаще всего применяется в сфере обслуживания, торговле предметами роскоши и других видах деятельности, требующих огромного опыта и особого доверия потребителей.
Данная форма привлекательна тем, что не требует значительных капиталовложений и производственных мощностей, риск потери собственности при этом сводится к минимуму. Привлекает также наличие быстрого и гарантированного дохода.
Однако и эта форма не свободна от теневых сторон. Здесь требуются специалисты действительно мирового класса, чьи управленческие действия и консультации не вызывают сомнений. Кроме того, в случае серьезных просчетов в руководстве можно ожидать предъявления исков по компенсации материальных потерь управляемого объекта.
Продажа лицензий выступает в качестве одного из наиболее доступных способов включения производителя товаров и услуг в международную предпринимательскую деятельность.
Продавец лицензии (лицензиар) заключает с зарубежным по-купателем лицензии (лицензиатом) соглашение о продаже прав на использование производственной технологии, патента, товарного знака и другой интеллектуальной собственности за определенное вознаграждение (гонорар или лицензионный платеж).
Достоинством такой формы внешнеэкономической деятельности является то, что лицензиар получает возможность продвижения своего интеллектуального продукта на мировой рынок без каких-либо расходов и риска, получая при этом вознаграждение. Что касается лицензиата, то он получает возможность использовать чужое готовое изобретение, производственную технологию, товар и имя фирмы в своих интересах, не расходуя больших средств на научные исследования и разработки. Весь послевоенный опыт японской промышленности подтверждает преимущества такого рода деятельности.
Вместе с тем продажа лицензий сулит продавцу и покупателю не только радости.
Лицензиар на время соглашения лишается возможности единолично пользоваться плодами своего интеллектуального труда, неся при этом порой значительные потери.
Лицензиат может и после окончания срока соглашения продолжать работу по совершенствованию лицензионного продукта, составив со временем опасную конкуренцию лицензиару.
Франчайзинг, или франшиза, — одна из форм продажи лицензий (см. также § 1 гл. 8).
Суть франчайзинга заключается в предоставлении одной фирмой (франчайзером) права другой или другим фирмам на производство ее продукта. Иными словами, это лицензия на право ведения предпринимательской деятельности, в том числе и международной, с использованием имени того, кто дает лицензию.
Франчайзинг может носить исключительный либо неисклю-чительный характер в зависимости от того, одной или нескольким фирмам продается лицензия.
Франчайзинг оформляется договором, заключаемым на опре-деленный период. В соответствии с этим договором получатель франчайзы платит франчайзеру за предоставленные права лицен-зионный платеж.
Франчайзер предоставляет получателю специализированное оборудование, техническую помощь и консультации, необходимые для производства продукта компоненты, ингредиенты, стандартную упаковку, обеспечивает рекламу и продвижение товара на рынок. За это получатель выделяет франчайзеру определенную часть своей прибыли.
В отличие от обычной продажи лицензий франчайзинг обеспечивает фирме большие возможности влияния на получателя лицензии и контроля ее деятельности.
§ 3. ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ
Внешнеэкономическая деятельность связана с необходимостью переправки товаров, в отношении которых осуществляется купля-продажа, через государственную границу. Эта переправка сопровождается таможенными операциями — рядом формальных действий, необходимых для защиты государственных интересов при вывозе (экспорте) и ввозе (импорте) товаров.
Таможенные операции осуществляются специальным госу-дарственным учреждением — таможенной службой, или таможней (от тюркского «тамга» — пошлина).
Основным предназначением таможни является контроль за грузами, пересекающими государственную границу, и взимание таможенных платежей.
Таможни находятся в пунктах, где осуществляется пересечение границы, в портах и городах, откуда грузы отправляются за рубеж. Существуют железнодорожные, морские, воздушные таможни.
Основными задачами таможенной службы являются:
— проверка соблюдения таможенного законодательства;
— производство таможенного досмотра (осмотра грузов);
— борьба с контрабандой;
— изъятие товаров, запрещенных для ввоза и вывоза;
— взимание таможенных платежей;
— наложение взысканий за нарушение таможенного законо-дательства;
— принятие грузов на временное хранение;
— учет экспортируемых и импортируемых товаров.
Работа таможни предполагает соблюдение лицами, пересека-ющими границу, ряда необходимых формальностей: представления таможенной декларации, документов о происхождении товара, экспортной или импортной лицензии, прохождения санитарного контроля и т. д.
Часть российского государства, на которой наше таможенное законодательство действует в полном объеме, называется таможенной территорией. Это сухопутная территория страны, ее внутренние и территориальные воды, соответствующее воздушное пространство.
Вне таможенной территории находятся свободные таможенные зоны.