Обладатели катеров зарабатывают на туристах до 80 тыщ гривен за сезон
Цены на услуги хозяев катеров приблизительно схожи во всех крымских городках. Получасовая-часовая морская прогулка обходится туристам в 50—60 грн с человека, аренда моторного катера — в 300—700 гривен за час (стоимость находится в зависимости от погоды, сезона и умения клиента торговаться). За сезон обладатель катера может заработать 40—80 тыс. грн. Чистую прибыль подсчитать трудно, потому что часть средств уйдет на ремонт, межсезонное сервис, продление лицензии, доказательство квалификации и прочее, пишет Сейчас.
Экипаж катера получает 10—20% от выручки. Нередко капитан работает один без матроса. Зазывала зарабатывает 5—10%. К примеру, если один билет стоит 50 грн, капитан с матросом забирают 10 грн, зазывале «отстегивают» 5 грн. Экскурсоводу также достается 5—10%. Нередко экскурсионную поездку проводят сам капитан либо зазывала.
К статье расходов также следует отнести штрафы, которые у водителей аква транспорта случаются так же нередко, как у автомобилистов. Морская инспекция маломерного флота, портнадзор, аква полиция, пограничники, экологи штрафуют за нарушения правил судоходства, отсутствие нужных документов, перегруз, управление судном в нетрезвом состоянии, загрязнение среды. «Нарушителям угрожают валютные наказания в размере 51—340 грн либо лишение права управления всеми видами плавучих средств на срок от 1-го года до 3-х лет», — сказали в аква милиции Севастополя.
Обладатели суден на проверяющих не сетуют, исправно платят, если провинились, но молвят, что иногда поводы для наказаний бывают смехотворными. «Меня как-то оштрафовали за то, что на борту находился человек без удостоверяющего личность документа», — вспоминает Евгений.
Конкурентность меж обладателями судов очень жесткая. У каждого зазывалы есть свое место на причале. Если приходят новенькие, занимают местность подальше. С каждым годом катеров становится больше, а бухты, как говорится, не резиновые. «Покидают этот бизнес те, кто не может тянуть нередкие поломки старенькых судов, которые случаются в самый ответственный момент. К тому же новые современные катера смотрятся привлекательнее», — гласит Евгений.
По его словам, основное правило — не занижать закоренелые цены. Если соперники увидят, что кто-то понизил стоимость билета, могут устроить скандал предпринимателю за демпинг большие проблемы — сфотографировать, к примеру, перегруженный пассажирами катер и написать заявление в инспекцию по безопасности мореплавания. «Конфликты случаются нечасто, но бывают. Например, поменялось управление порта, часть причала отдают каким-то новым людям, а тех, кто там ранее работал, начинают прижимать. И ничего с этим не сделаешь, — рассуждает капитан-механик. — А взятки… К примеру, приходит некий пограничник и гласит: «Слушай, ко мне здесь приехали друзья — прокати их». Очевидно, безвозмездно. И вот скажите, это взятка?»