Реформа рынка такси: игра в шашечки на огромные средства
Но попытка реформирования опять наткнулась на неприятие со стороны главных игроков. Так, отраслевые объединения таксистов убеждены, что предлагаемые ведомством способы усовершенствования не только лишь не дадут хотимого результата, но и могут привести к переделу и монополизации рынка перевозок со всеми вытекающими негативными последствиями, в том числе к резкому подорожанию услуг. Их также неприятно изумила кулуарность разработки документа, в связи с чем он усыпан «камнями преткновения», которые тормозят реформу в целом.
Дорогой и непростой рынок такси неудачно пробуют реформировать уже много лет, но придти к общему знаменателю в переговорах всем заинтересованным сторонам до сего времени не удалось.
Стоимость вопроса увеличивают и последние законодательные новаторства, так либо по другому затрагивающие данную сферу, — введение спецпошлин на иномарки и возобновление обсуждения вопроса об утилизационном сборе на авто.Пока понятно только одно — любые конфигурации ужесточают правила работы на рынке, что может быть воспринято "в штыки", сначала, перевозчиками, также пассажирами.
Рынок такси сейчас – Вам “шашечки” либо ехать?
Имеющийся на сей день рынок таксомоторных перевозок несет на для себя отпечаток "лихих 90-ых": регулируется почти во всем неписанными правилами и ведет жизнь нелегала на заработках.
Числа, которыми оперирует Министерство инфраструктуры, впечатляют: из 6,9 млн зарегистрированных в Украине легковых автомобилей только около 51,4 тыс. официально имеют право производить перевозки в качестве такси, что составляет приблизительно 1% от полного количества авто.
Например, в Киеве, где данный рынок довольно развит, на сегодня эти услуги обеспечивают около 20 тыс. автомобилей с соответственной символикой и ей схожей, также работают более 150 информационно-диспетчерских служб.
В целом по Украине в "тени", другими словами, незаконно, на данный момент работает до 90% рынка таксомоторов, отмечает директор Департамента авто транспорта Мининфраструктуры Дмитрий Петухов.
В Мининфраструктуры считают, что таксист-нелегал не только лишь "обворовывает" муниципальную казну, да и несет потенциальную опасность жизни и здоровью пассажиров.
«Рынок такси в Украине можно именовать только так — большая неувязка. Бюджет каждый месяц недополучает более 100 млн грн, а в год — приблизительно 1,5 миллиардов грн", — констатирует председатель профсоюза таксистов Украины Василий Попик.
Специалисты подтверждают: по различным оценкам, недоплаты в бюджет раз в год составляют от 200 млн грн до 1 миллиардов грн. Согласны с ними и бывшие, и сегодняшние бюрократы. Так, экс-министр транспорта Евгений Червоненко считает, что если б все участники рынка таксомоторных перевозок стали работать законно по облегченной системе налогообложения, то бюджет сумел бы дополнительно получить от платежей по одному налогу 500 млн грн, «плюс еще 900 млн грн поступило бы по одному соц взносу».
В то же время, исходя из убеждений пассажира, существующая сейчас вольница несет определенный позитив — возможность сберечь. Вопрос в том, как правительство на данный момент согласно с схожей «экономией» граждан за счет госбюджета.
Сделать рынок прозрачным и контролируемым, фактически, и призван разработанный профильным ведомством законопроект.
Новый законопроект: старенькую систему в новейшую "обертку"
Если углубиться в тему, то становится ясно, что свежеразработанный законопроект не представляет собой ничего нового, а является только прекрасной оберткой для не совершенно прекрасной сегодняшней системы таксомоторных перевозок.
Документом предлагается поменять лицензии на так именуемые разрешения (что, на самом деле, одно и то же) на работу в границах местности 1-го городка, которые будут выдаваться платно физлицам и организациям. При всем этом для получения разрешения и физ-, и юрлица должны будут соответствовать ряду определенных аспект. Это предполагаемое нововведение, конечно, является плюсом, ведь до сего времени единственным требованием для получения лицензии таксиста было наличие автомобиля.
К тому же, возможный перевозчик должен будет оборудовать автомобиль, как минимум, таксометром либо «новой фишкой» — АМРТ (автоматическое место работы таксиста). Последнее, кстати, должно быть полностью полезным «гаджетом» - электрическое устройство будет обустроено интегрированной системой геолокации, также специальной кнопкой SOS.
В законопроекте также учтена опознавательн
ая символика такси в виде неотклонимой лампы на крыше и «композиции из квадратов в шахматном порядке».
К новинкам можно отнести и прописанную в документе обязанность местных властей позаботиться об организации особых стоянок для такси. Но потому что источник финансирования для воплощения этой задачки не указан, то можно представить, что все будет реализовываться за счет выдачи разрешений.
Обобщая, можно сказать, что законопроект подразумевает только малую часть улучшений, на которые рядовой потребитель и не направил бы внимания. Возможно, особые стоянки для таксистов немного улучшат вид городка, да и помеченные специальной символикой авто будут смотреться чуток краше сегодняшних. Может быть, дополнительные требования к автомобилю сумеют «отсеять» перевозчиков, для которых этот вид деятельности является только подработкой, а не главным доходом, ведь таксометр либо АМРТ должен быть соответственно настроен и демонстрировать достоверную информацию.
Но это все так несущественно для потенциального клиента, что слабенькие стороны документа обращают на себя куда большее внимание.
Таксисты не понимают куда, почем и как...
В законопроекте Министерства инфраструктуры есть много пт, которые вызывают полностью обоснованные вопросы либо, как минимум, недоумение. В процессе обсуждения документа перевозчики и представители министерства то и дело спотыкаются о камешки преткновения.
Один из самых больших «валунов» — цена лицензии на деятельность, в том числе информационно-диспетчерских служб (ИДС) — так именуемых «посредников».
Законопроект подразумевает поэтапное повышение цены разрешения, зависимо от административно-территориальной единицы, где оно выдается. При этом планируемый рост впечатляет. Так, с момента вступления в силу нового закона стоимость разрешения составит 1 наименьшую зарплату (в 2013 году – 1218 грн). Через год цена разрешения в Киеве возрастет в 10 раз – до 12180 грн, в других больших городках Украины (Одесса, Львов, Харьков, Днепропетровск, Донецк) – в 9 раз. Подразумевается, что таковой скачок отсеет желание работать в такси тех, кто уже успел за "нерадивость" лишиться лицензии.
По прошествию 2 лет с момента вступления в силу закона цена разрешения в Киеве вырастет в 50 раз – до 60,9 тыс. грн, в других больших городках — в 45 раз. При всем этом в Севастополе стоимость составит около 42,6 тыс. грн, а в других регионах – 30,45 тыс. грн. В итоге, для того, чтоб стать таксистом, необходимы будут полностью осязаемые инвестиции.
Совместно с тем, разрешение на воплощение деятельности информационно-диспетчерского пт будет стоить 6,09 тыс. грн, без «поэтапного» роста.
Здесь и появляется 1-ый вопрос – почему разрешения для ИДС не дорожают, а для таксистов вырастают в стоимости?
Необходимо отметить, что законопроект предугадывает для диспетчерских служб больше привелегий, чем для конкретных исполнителей – таксистов. Это тем паче неясно, что диспетчерскиеслужбы, на самом деле, не несут ответственности за перевозки, а являются только информационным посредником.
К примеру, разрешение на деятельность будет выдаваться и личным перевозчикам, но при всем этом им будет запрещено воспользоваться сразу услугами нескольких ИДС, тогда как диспетчерским службам можно будет заключать контракта с обилием перевозчиков. Таковой подход, навряд ли, можно именовать правильным, потому что для улучшения свойства обслуживания необходимо, сначала, позаботиться об интересах водителей, которые конкретно предоставляют услуги.
Профсоюзы vs перевозчики
Предложенный Мининфраструктуры законопроект развел по различные стороны баррикад отраслевые профсоюзы и разные объединения таксистов. Если 1-ые фактически стопроцентно поддерживают ведомство, то последние не согласны с некими существенными, по их воззрению, предложениями по реформе отрасли.
По словам главы Ассоциации профсоюзов автотранспортников Украины Андрея Корчинского, перевозчики уже на данный момент встревожены тем, что "за их спинами" разрабатывается новый законопроект, который не предугадывает прозрачность системы представления разрешений на деятельность. Он также отметил, что "кулуарный" документ не был обсужден ни с одной организацией — представителем рынка автоперевозок.
Председатель профсоюза таксистов Украины Василий Попик считает, что рынок такси должен основываться на точных нормативах, при всем этом экономически оправданная цена 1 км «легального такси» должна составлять более 5 грн.
В то же время, сопредседате