Воздвижение Креста Господня
Протоиерей Олег Ведмеденко
"Ведь слово о кресте для погибающих, - юродство, а для нас, спасаемых, - сила Божия" (Послание апостола Павла к коринфянам).
27 сентября (14-го по старенькому стилю) Церковь отмечает праздничек Воздвижения Добросовестного Животворящего Креста Господня. Происхождение праздничка связано с торжеством христианства во время правления Константина Величавого (IV век), который воздвиг на месте Голгофы и гроба Господня храм Воскресения. Согласно исследованиям блаженной памяти протоиерея Александра Меня, это место с первых лет существования церкви завлекало внимание христианских паломников, но сначала II века правитель Адриан, который воинственно относился как к иудейства, так и к христианству, решил убить все следы обеих религий. Он стопроцентно перестроил Иерусалим, назвав его Элией, сравнял Голгофский бугор, засыпал пещеру святого гроба и выстроил там храм Венеры.
Когда правитель Константин принял христианство, он отдал приказ снести капище и начать раскопки на святом месте. "Снимали слой за слоем - пишет современник событий, христианский историк Евсевий, - и вдруг глубоко в земле, вне всяких надежд, оказалась полость, а потом - добросовестное и всесвятое знамение спасительного Воскресения". Это была пещера гроба Господня. Правитель предоставил иерусалимском епископу Макарию средства для сооружения над пещерой храм.
Через некое время Палестину посетила престарелая уже мама Константина, Лена. Евсевий не докладывает о том, что ей удалось отыскать реальный крест Христов. Но во 2-ой половине IV века эта реликвия уже почиталась в Иерусалиме. Святой Кирилл Свидетельствующий что части креста были разосланы по всей империи. Согласно свидетельства Иоанна Златоустого, признаком, по которому узнали что это конкретно крест Господень, была надпись на нем. Сначала V в. Руфин уже уверенно связывал находку с именованием святой Лены, а историк Созомен около 440 года записал сказание о том, как королева находила Крест, и отыскала его закопанным в земле поблизости Голгофы. Чтоб убедиться в его подлинности на святыню положили покойника, и он оживился. После чего патриарх "воздвиг" (поднял) Крест над массой молящихся. То, что свидетельства об этом событии у Евсевия отсутствуют, стало поводом для историков считать рассказ Созомена легендой. Хотя в том, что Крест был вправду найден, нет ничего неописуемого. Согласно иудейским обычаям орудия экзекуции ложили в братскую могилу совместно с телами распятых. Вот почему крест Христов мог быть похоронен рядом с разбойниками. Вроде бы там ни было, но честь добросовестного (т.е. драгоценного) Креста имеет огромное общехристианское значение. В честь этой святыни и был установлен праздничек Крестовоздвижения. Самый символ креста с седоватый дохристианской древности был эмблемой Божественного и нескончаемой жизни в почти всех религиях (скрещение вертикали с горизонталью - небесного и земного, божественного и людского). Но после Голгофы общий иероглиф стал реальным знамением (знаменем, флагом) спасения.
Путь христианина - это путь креста и подвига, смирения и аскезы. Это дорога терпение, перенос скорбей и преследования от противников веры. Стезя самоотречения, узенькая тропинка пренебрежение благами мира ради Христа; путь борьбы со своими страстями и похотями. К подвигу по мере сил собственных призываются все верующие: "А те, которые Христовы, - распяли плоть со страстями и похотями", - читаем в Послании святого апостола Павла к галатам. Моральная жизнь не обходится без внутренней борьбы, без сдержанности. "Многие, о которых я нередко гласил, а сейчас даже со слезами говорю, поступают как неприятели креста Христова. Их конец - смерть; желудок - их бог, а слава - в их стыде ... Они задумываются только о земном "(Послание к Филиппийцам). Вся история Церкви строилась на подвигах - на страданиях страдальцев суток первохристианства и следующих веков, которые свидетельствовали веру, и "не возлюбили души собственной даже до погибели". На самоотверженному труду, личных аскетических подвигах. На достижениях духа в борьбе с плотью ... И так до настоящего времени украшается христианство духовниками и страдальцами за веру в Иисуса Христа. Таковой жребий не только лишь отдельного христианина, да и всей Церкви в совокупы ее: быть гонимыми за правду и свободу. В томные периоды собственной истории Церковь не один раз переносила открытые скорби, преследования и страдальческую погибель наилучших служителей собственных. В другие же времена - даже, казалось бы, благословенные, - переносит скорби от внутренних противников: от недостойного стиля жизни членов ее, и а именно людей, назначенных к служению ей.
Православный догмат ("догмат" греческой - "определение правды") о Кресте звучит так:
1. Крест является методом христианина и Церкви. (Крест - это путь смирения и аскезы. Мы призваны раз в день распинать внутри себя грех совместно с Христом, каждый денек дохнуть для греха совместно с Иисусом, раз в день же и воскресать в жизнь нескончаемую с Ним) 2. Крест является также силой Церкви. (Сила Божья благодать приобретается только через смирение: "Бог гордым противится, а кротким - дает благодать" (Послание апостола Иакова, 4 глава, 6 стих). Духовными очами посматривая на начальника и исполнителя веры - Иисуса, христианин черпает внутренние силы в сознании того, что за крестной гибелью Господа пришло воскресение; что крестом побежден мир; что если с Господом умираем, то с Ним и будем царить, и в явление славы Его будем ликовать и восторжествуем.) 3. И, в конце концов, Крест является знаменем (флагом) Церкви. (С того самого денька, когда Спасатель нес на плечах Собственных крест на Голгофу и был распят на реальном, вещественном кресте, - крест стал видимым знаком и знаменем христианина и Церкви.)
Когда верующий человек имеет впереди себя образ креста Христова, вспоминает его, знаменуется крестным знамением, - он, во-1-х, припоминает для себя, что христианин призван идти по стопам Христовыми, дорогой смирение ("Я есть Путь ..."), будучи готовым переносить скорби и утраты за вероисповедание веры. Во-2-х, он укрепляется силой креста Христова - силою Святого Духа для борьбы со злом в самом для себя и в мире. И, в-3-х, - он свидетельствует, что ждет откровения славы Христовой и второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа внутри себя и мире.
Тропарь (основная песня) праздничка: "Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови богатство Твое. Победу благоверным на врагов твой и крестом Твоим охраняй общину Твою ".
www.vedmedenko.org