Есть ли она — граница меж небом и землей?
Отпрыск доярки Анатолий Бугринец свою трудовую биографию начинал литейщиком на заводе. Без окончания других вузов он без помощи других смог завладеть секретами мастерства художника-резчика, начал создавать иконостасы неподражаемой красы и величия в украинских православных храмах. Совместно с сотрудником позолотчиком из Луцка Гапонюком П. Г. основали «Волынские церковные мастерские».
Крестный путь к иконостасу
- На моем счету более 200 сделанных иконостасов, - поведал журнальчику «Вече» заслуженный живописец Украины Анатолий Иванович Бугринец, - я не случаем употребил слова «на счету». Считаю эти работы сокровищем для собственной души, ведь вкладываю в их весь собственный талант и умения, которыми меня одарил Господь. А это огромные благословенные дары, которые не измеряются средствами. Этими дарами грех разбрасываться, их необходимо направлять на служение семье и общине.
- Означает, вам основным является семья?
- Буду искренним, я не политик. Девизами не выражаюсь и им не верю. Для меня моя семья - цель моей жизни. Я с юношества воспитывался в школе-интернате и испытал огромную боль от собственных сверстников и прошел через томные тесты. Потому поставил целью сделать неплохую семью и стать неплохим человеком для возлюбленной супруги и рачительным папой и дедушкой. Я был обделен родительским теплом и любовью, но ни на кого не держу зла, потому сообразил, что моя задачка в промысле Божьем - отдавать семье и общине любовь и почет.
Для Анатолия Ивановича принципиально, чтоб в семье были порядок, мир и любовь. Ибо боль и тоску одиночества пережил сам. Когда ему было семь лет, мама-доярка дала отпрыска в школу-интернат, так как не могла прокормить пятерых малышей. К счастью, конкретно там, в художественной студии, он научился отрисовывать. Тогда же в первый раз в школьной библиотеке натолкнулся на четырехтомное издание художественных репродукций Тараса Шевченко «Художественное наследство». С того времени увлекся живописью величавого Кобзаря. Малый школьник Толя по-детски от всей души соболезновал и переживал тяжеленной судьбе поэта-художника. Его изболевшееся сердце улавливало нечто созвучное со собственной жизнью.
- Прошли 10-ки лет, на данный момент эти альбомы Шевченко, которые я уже заполучил как раритетные издания, напоминают о моем детстве, так как были тогда для меня указателями, - гласит живописец и указывает четырехтомник с репродукциями Шевченко. - Но никакие художественные университеты мне «не светили». Обучаться не за что. Потому после восьмилетки меня взяли работать в строительное управление столяром, бетонщиком. Имея тогда рост полтора метра, я носил бетонный раствор, делал опалубку, бетонировал фундаменты, нас посылали чистить сточную канаву - всю томную и запятнанную работу на подростков сваливали.
- Но вам было только 14 лет, неуж-то несовершеннолетние так тяжело работали?
- Это басни, что в русское время малыши не работали. После большой физической нагрузки я вечерком еще прогуливался в школу - заканчивал 10-й, а потом и 11-й класс. Когда призвали в армию, то считал, что попал практически на небеса. После интерната и строения я в первый раз ощутил, что обо мне кто хлопочет: тут я высыпался, был накормлен и одет. В армии я тяжело не работал и надругательства над собой не имел, был крепким, знал порядок и дисциплину. Конкретно в армии я ощутил внутри себя силу.
Когда Анатолий Бугринец возвратился из армии домой, не мог отыскать работу. В один прекрасный момент пришел участковый инспектор и произнес, что посадит его в кутузку за тунеянство (была тогда такая статья в законодательстве), если он завтра не устроится на местный завод литейщиком цветных металлов. Он вручил демобилизованному юноше повестку и тот обязан был пойти работать на вредное создание: вдыхал пары цинка, меди, латуни, алюминия, свинца, которые заливал вручную ковшом в особые формы. Но у сельского парня выбора не было, либо в кутузку, либо в «ливарку». Так отработал на заводе 10 лет 2 месяца и 14 дней. Год работы на вредном производстве зачли как два. Потом ощутил, что подорвал здоровье.
Для Анатолия Ивановича это были годы огромных испытаний. Казалось, не осуществится в жизни ни одна священная мечта. Обучаться не за что, работа томная и неинтересная. И, невзирая на томную работу литейщика, он никогда не кидал отрисовывать. В картинах его чувствовалось особенное настроение, жизнеутверждающая душа художника всегда проглядывала в его красочных полотнах.
- Был должен жениться на девице, с которой встречался. Но в один прекрасный момент как будто прозрел: она же не для меня, - вспоминает Анатолий Иванович. - Мне нужна такая спутница, чтоб поверила в меня. В один прекрасный момент повстречал соседскую даму Таню в слезах, ее кто-то оскорбил. Я увидел в этом типичный символ. Через три месяца мы поженились.
Поначалу жили у ее родителей, позже родились малыши и теща повелела уехать. Снимали квартиру в Ровно. Анатолий и дальше в «ливарке» работал. Там литейщикам металла за вредность молоко на обед выдавали. Коллеги Анатолия поддерживали: у него двое малышей и молоко отдавали им. В один прекрасный момент с этим продуктом Анатолия задержали на проходной, пробовали обвинить в краже. Но рабочие его отстояли.
Но были в жизни Анатолия и счастливые деньки, когда совместно с супругой и малеханькими детками прогуливались в лес, где он отрисовывал картины. Потом их продавал. В особенности Анатолию Бугринцу удавались копии натюрмортов голландских мастеров. Какой-то из них он сохранил, до сего времени картина декорирует жилье.
Потом Анатолий Бугринец устроился в художественный фонд столяром. Там у мастера резьбы по дереву Василия Визора обучался секретам мастерства. Потом сам пробовал что-то создавать: на балконе собственной квартиры смастерил иконостас для сельской церкви.
Клич поколений
- Помню таковой случай. Смотрел мой набросок иконостаса монах, направил внимание на подпись под чертежом и произнес, что фамилия Бугринец не моя, - ведает живописец. - Я от всей души этому опешил. Это правда, не моя, ведь я взял фамилию отчима, так как отец нас бросил. Уже существенно позднее, когда повстречался со своим папой, вызнал, что он происходит из рода мастеровых Клыковых, которые делали когда-то срубы для древесных православных церквей.
Наверняка, тот глас крови посодействовал Анатолию Бугринцу без помощи других завладеть искусством сотворения иконостасов. Мастера за его искренние намерения служить делу храмостроительства благословил митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Имея такового просветленного духовного наставника, Анатолий Бугринец с присущей только ему ответственностью, усердием и преданностью возлюбленному делу сделал уже не один иконостас, ставший украшением православных храмов. Сейчас имя художника-резчика Анатолия Бугринца заходит в пятерку самых профессиональных мастеров современного сакрального искусства.
Работа и общение со священниками, монахами с возрастом изменили его внутренние ценности, ведь Анатолий Бугринець рос и воспитывался в русское время, когда Бога не почитали. Потом он удостоверился, что ситуациями управляет Господь, только нужно ощутить его волю, а не свою.
- Ведь мы каждый денек в молитве «Отче наш» просим да будет воля Твоя, - замечает Анатолий Бугринец. - А нередко поступаем так, как желаем сами, но никак не Господь, от этого все наши неудачи. А Он предупреждает нас об угрозы и учит милосердию и любви к ближнему. Заместо этого вокруг много злости и обоюдных претензий. Мне приснился сон, который предупреждал о заболевания. Я не сумел ее избежать, ибо на то была воля Божья. Ведь всякая болезнь, как молвят наши духовные наставники, в пользу нашей душе. Я перенес огромные тесты на веру и любовь к Господу. Меня оперировали, когда докторы произнесли, что шансы маленькие, на больничной кровати я имел видение: на мне крест нательный горел, когда в палату два херувимы влетели и золотыми крыльями махали, поначалу темная кровь капала, потом красноватая - это был символ, что анализы будут положительные ... Хвала Богу, продолжаю работать.
Забота о ближнем для Анатолия Бугринца - обязанность выполнения. Как рачительный отпрыск, он повсевременно хлопотал о здоровье мамы, возил ее на исцеление в санаторий и старушка прожила до 99 лет. Также ухаживал за парализованной тещей, взял к для себя жить хворую сестру супруги. Зная доброе сердечко Бугринца, ему в усадьбе повсевременно подбрасывают кошек, собак. Он не запамятывает делать подарки школе-интернату, где обучался, оказывает помощь учителям, сотрудникам, семье.
Диплом академии - заслуженному художнику
- Еще после службы в армии Анатолий Бугринец вступал два раза в Ленинградскую художественную академию, - поведал «Вече» заведующий кафедрой художественного дерева Львовской государственной академии искусств Владимир Марьянович Тарнавский. - На то время это был подвиг для сельского парня - сдать все экзамены, не имея специальной подготовки. Туда поступали единицы по протекции. Я познакомился с Анатолием Ивановичем пару лет вспять на сооружении храма. Тогда он спросил, можно ли ему поступать в академию, так как конкретно сейчас его дочь и отпрыск закончили университеты. И он имеет желание и возможность сам пойти еще поучиться. В этом году в апреле Анатолий Иванович Бугринец окончил нашу академию. В первый раз в истории университета диплом получил выпускник, который уже был заслуженным художником Украины. Каким было наше удивление, когда он устроил в академии искусств на кафедре художественную выставку иконостасов, установленных в действующих храмах в Украины.
На кафедре об Анатолии Ивановиче молвят как о мастере, который невзирая на собственный почетный возраст пробует повсевременно обучаться и поражать трудолюбием и жаждой познаний. Он искрометно освоил компьютер, собрал большой задел эскизов собственных иконостасов, обустроил дома мастерскую, где работают художники-резчики. Анатолий Иванович временами посещает за рубежом музеи, выставочные залы, храмы, интересуется новаторствами в деревообработке.
... Когда заходишь в его кабинет, ощущаешь атмосферу храма. Звучат мелодии церковных романсов, выступления хоров. На стенке висят распятия, несколько образов. Стоят кульман, мольберт и письменный стол с огромным экраном компьютера. В углу ютится шкаф с книжками, папками эскизов. Благодатная атмосфера спокойствия и тишины содействует творчеству художника. Все это Анатолий Бугринець устроил в селе Колоденцы, что поблизости Ровно. Тут он перестроил тещин дом, сделал мастерскую резьбы по дереву. Живописец не только лишь себе открыл ворота в королевство творения художественного иконостаса, да и организовал свою школу мастеров-резчиков, которых учит и обеспечивает работой. Совместно с сотрудником позолотчиком из Луцка Гапонюком П. Г. основали «Волынские церковные мастерские». Не так давно написал научный труд по искусству сотворения иконостасов.
Анатолий Иванович не умеет отдыхать. Он считает, что для художника это слово значит застой и погибель - до этого духовную. Ибо сам повсевременно работает в идей, намерениях, рвениях - творит в духовных эмпиреях, после этого все продуманное переносит на наброски.
- Моей работе всегда содействует супруга Татьяна, так как она обеспечивает быт. Чистота и порядок в доме, цветники под окнами, она и огород успевает засадить и обработать, чтоб собственные овощи иметь. Мы с ней уже 33 года живем в любви и согласии. Таня много настрадалась в собственной жизни, меня, хворого, вымолила у Бога, - завершает рассказ Анатолий Иванович. - Она - моя надежда и опора. Сейчас большая удовлетворенность: три наши внучки. Кстати, одна из их уже отлично отрисовывают. Это меня в особенности веселит, мое дело будет продолжено.
Источник.