Системы телемеханики: история и область внедрения
1-ые пробы создавать измерения и управлять работой машин на расстоянии относятся к концу 19 века. Тогда, в 1905 году, французским ученым Э. Бранли и был предложен термин «телемеханика». Сначало с понятием «телемеханика» связывали представление об управлении по радио подвижными военными объектами. Известны случаи внедрения средств боевой техники, снаряженных устройствами управления на расстоянии, в 1-й мировой войне (1914-1918 гг.).
Практическое применение телемеханики в мирных целях началось в 20-х гг. 20 века, приемущественно - на жд транспорте: телеуправление сигнализацией и стрелками было в первый раз осуществлено в 1927 в Огайо (США) на жд участке длиной 65 км. В 1930 в СССР был запущен 1-ый в мире радиозонд с оборудованием для телеизмерения. В 1933 в Столичной энергосистеме (Мосэнерго) введено в эксплуатацию 1-ое устройство телесигнализации. В 1935-36 гг. началось практическое применение устройств телемеханики в Мосэнерго, Ленэнерго, Донбассэнерго. В 1935 реализовано телеуправление стрелками и сигналами на Московско-Рязанской стальной дороге. Сначала 40-х гг. в Москве было введено централизованное телеуправление освещением улиц.
Серийное заводское создание устройств телемеханики в СССР в первый раз было скооперировано в 1950 на заводе «Электропульт». К 1955 выявилась тенденция к техническому переоснащению средств телемеханики: ненадёжные релейно-контактные элементы начали с 1958 везде подменять полупроводниковыми и магнитными бесконтактными элементами. 1-ая в СССР электрическая система телеизмерения была разработана в 1955-56. В конце 60-х - начале 70-х гг. началось оснащение системы телемеханики аппаратурой с внедрением интегральных схем.
Сейчас системы телемеханики обширно используются на предприятиях хим, атомной, металлургической, горнодобывающей индустрии, телемеханизированных электростанциях и подстанциях, насосных и компрессорных станциях (на нефте- и газопроводах, в системах ирригации и водоснабжения), ж.-д. узлах и аэропортах, усилительных и ретрансляционных установках на линиях связи, системах охранной сигнализации, и с каждым годом вырастает число энергетических объектов, оборудованных средствами телемеханики.
Если в 30-х гг. в СССР число телемеханизированных объектов чуть достигало нескольких 10-ов, а в 50-х гг. - нескольких 10-ов тыщ, то посреди 70-х гг. их стало выше 500 тыщ. К 1975 году в энергосистемах СССР находилось в эксплуатации выше 5000 систем телемеханики, телемеханизировано около 40 тыщ км стальных дорог, выше 80% всей добываемой в стране нефти давали телемеханизированные скважины.
Внедрение системы телемеханики позволяет уменьшить численность обслуживающего персонала, уменьшает простои оборудования, высвобождает человека от работы во вредных для здоровья критериях. Особенное значение телемеханика приобретает в связи с созданием автоматических систем управления (АСУ).
Гигантскую роль играет телемеханика в освоении космоса. Применение телемеханики - одно из важных критерий удачного пуска искусственных спутников Земли, галлактических кораблей с человеком на борту, автоматических межпланетных станций и луноходов. Устройства системы телемеханики передают с галлактических объектов на пункты управления данные о работе бортовых систем, нужную измерительную информацию, в том числе сведения о состоянии здоровья астронавтов. При помощи устройств телемеханики осуществляется управление этими объектами с Земли. Применительно к авиации, ракетной технике и галлактическим кораблям телеуправление и телеизмерения получили заглавие радиоуправление и радиотелеметрия.