Налоговый Кодекс-2011: обучаемся жить заного с налогом на прибыль
Наверняка, нет в Украине человека, который не слышал бы о событиях принятия Налогового Кодекса. В течение 2010 года страна раз в день дискуссировала будущие налоговые конфигурации и ожидала принятия Налогового Кодекса Украины. Кодекс вправду можно считать самым обсуждаемым и резонансным событием для бизнеса и обычных людей.
Прошло два месяца с момента вступления Налогового Кодекса в действие и многие компании уже столкнулись с практическим его применением. Хотелось бы отметить, что нормы Кодекса имеют как положительное, так и отрицательное воздействие на бизнес и в 2011 году многие компании обязаны будут пересмотреть и перестроить свои бизнес-процессы.
Конечно, положительные нормы Кодекса будут благоприятно влиять на работу компаний, а отрицательные – негативно. В этой связи мы желали бы приготовить бизнес к будущим отрицательным изменениям, чтоб компании имели возможность заранее к ним приготовиться, выявить и оценить нехорошие последствия, провести меры для корректировки, планирования и минимизации операций по налогу на прибыль.
В данной статье мы бы желали тормознуть на ограничениях расходов, которые будут применяться с 1 апреля 2011 года, в связи с вступлением в действие раздела ІІІ «Налог на прибыль» Налогового Кодекса. Мы опишем четыре ограничения, предусмотренные нормами Налогового Кодекса.
Ограничение 1: Расходы на приобретение продуктов, работ, услуг у физических лиц-предпринимателей, которые являются плательщиками одного налога (статья 139.1.12 НКУ).
С 1 апреля 2011 года для плательщиков налога на прибыль правила бизнеса с физическими лицами плательщиками одного налога. С этой даты не прибыльно работать с этой категорией поставщиков. Кодекс устанавливает запрет на включение в расходы операций по приобретению продуктов, работ, услуг у физических лиц-субъектов предпринимательской деятельности плательщиков одного налога (исключение – приобретение у физлиц плательщиков одного налога, которые производят деятельность в сфере информатизации).
Ограничение на включение обозначенных расходов не распространяется на расходы по покупке продуктов, работ и услуг у юрлиц-плательщиков одного налога и физлиц плательщиков налога на доходы физических лиц на общих основаниях.
В отношении расходов на приобретение работ, услуг у физлиц плательщиков одного налога, которые производят деятельность в сфере информатизации, также не все так просто. Основной неувязкой для бухгалтеров в части формирования расходов будет установить какие услуги относятся к сфере информатизации (данный термин не определен для целей налогообложения).
Как подтвердить покупку ІТ-услуг у физлиц плательщиков одного налога. Мы советуем в предмете контракта верно фиксировать нрав приобретаемой услуги и прилагать свидетельство плательщика одного налога, где указывается вид его деятельности. Хотя Кодекс и не предугадывает хранение такового рода свидетельств, мы все таки рекомендовали бы собирать их.
Ограничение 2: Расходы на покупки у нерезидентов услуг по консалтингу, маркетингу и рекламе (статья 139.1.13 НКУ).
Данное ограничение находится в зависимости от статуса поставщика. Если компания приобретает вышеупомянутые услуги у нерезидента, разрешается включать в расходы сумму до 4% от дохода (выручки) от реализации продукции (продуктов, работ, услуг) (без учета НДС и акцизного сбора) за год, предыдущий отчетному (п. 139.1.13 НКУ).
В полном объеме не врубаются расходы по покупке обозначенных услуг у нерезидентов, которые имеют "оффшорный" статус (ст. 161.3 НКУ).
Ограничение не распространяется на покупки у нерезидента, который производит деятельность в Украине через неизменное консульство и подлежит налогообложению в согласовании с правилами НКУ.
Основной неувязкой для бухгалтера будет найти какие услуги считать услугами по консалтингу, маркетингу и рекламе. Кодексом определен термин «маркетинговые услуги», а вот с услугами по «рекламе» и «консалтингу» будет труднее. Кодекс не содержит их определение. Мы возлагаем надежды, что налоговые органы будут не против, если для определения термина «реклама» налогоплательщики будут использовать Закон «О рекламе». А вот с услугами по «консалтингу» будут появляться разночтения, т.к. в Кодексе он отсутствует.
Мы считаем, что под услугами по «консалтингу» необходимо осознавать услуги специалистов-консультантов по анализу, обоснованию перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических нововведений с учетом предметной области и заморочек компаний. Консалтинг – это неважно какая помощь соответственных профессионалов, оказываемая компаниям по хоть какому из направлений деятельности определенной компании.
И в этой области услуг различают последующие главные виды консалтинговых услуг:
бухгалтерские консалтинговые услуги;
-
налоговые консалтинговые услуги;
-
юридические консалтинговые услуги;
-
управленческие консалтинговые услуги.
Подвидов этих услуг может быть огромное количество. В целом данные услуги включают анализ деятельности предприятия, эффективности производства, текущего рыночного положения, движения цен; прогнозы деятельности компании на будущий период; консультирование, советы, советы, затрагивающие любые стороны работы предприятия; конкретное роль в деятельности компании-клиента, планирование, организация управления предприятием, внедрение информационных систем, подбор персонала, разные тренинги и т.д.
Данное ограничение негативно скажется на интернациональных компаниях. Модель интернациональных компаний подразумевает централизацию предоставления консалтинговых услуг компаниям через группу компаний. Может быть с этого момента, им более прибыльно предоставлять не консалтинговые услуги, а указывать, что это услуги «предоставления персонала» снутри группы компаний (Кодекс содержит данное определение п. 14.1.183 НКУ).
Беря во внимание вышеизложенное, мы советуем внимательнее рассматривать нрав услуг, приобретаемых у нерезидента и работать с их формулировкой в предмете договоров.
Ограничение 3. Расходы на покупку у нерезидентов услуг по инжинирингу (статья 139.1.14 НКУ).
Отнесение на расходы услуг по инжинирингу, обретенных у нерезидента, разрешается в сумме менее 5% от таможенной цены оборудования, импортированного в согласовании с подходящим договором.
В полном объеме не врубаются расходы на покупку услуг инжиниринга у нерезидента, который: а) имеет "оффшорный" статус; б) не является бенефициарным получателем платы за услуги.
Ограничение не распространяется на покупки услуг у нерезидента, который производит деятельность в Украине через неизменное консульство и подлежит налогообложению в согласовании с правилами НКУ
Данное ограничение может плохо воздействовать на бизнес, так как окажется экономически не прибыльным для компаний, которые будут завлекать зарубежных консультантов и инженеров. В данной ситуации бизнесу с одной стороны требуется их вербование, а с другой стороны, компании несут расходы без уменьшения налоговой базы.
Ограничение 4. Расходы на выплату нерезидентам роялти (статья 140.1.2 НКУ)
Данное ограничение опять-таки касается статуса получателя дохода и сразу вида платежа. Кодекс ограничивает состав расходов по роялти, начисленных в пользу нерезидента. Разрешается включать в расходы роялти в пользу нерезидента в размере менее 4% дохода (выручки) от реализации продукции (продуктов, работ, услуг) (за вычетом НДС, акциза), за год, предыдущий отчетному (п. 140.1.2 НКУ).
В полном объеме не врубаются роялти в пользу:
-
нерезидента, который имеет "оффшорный" статус;
-
нерезидента, если объект умственной принадлежности в первый раз был зарегистрирован в Украине;
-
лица, которое не является бенефициарным получателем платы за услуги, кроме ситуации, когда бенефициарный собственник предоставил другим лицам право на получение такового дохода;
-
нерезидента, который не подлежит налогообложению в части роялти в государстве собственной резиденции;
-
юридического лица, которое освобождено от налогообложения на базе статьи 154 НКУ либо платит налог по ставке ниже стандартной (статья 151.1 НКУ);
-
лица, которое является плательщиком одного налога.
Проблемным будет вопрос проверки выполнения других критерий для включения роялти в валовые расходы. К примеру, как подтвердить соблюдение условия, что получатель роялти-нерезидент подлежит налогообложению в собственном родном государстве, что он является бенефициарным собственником? Будет нужно справка от получателя доходов либо налоговая служба будет впрямую направлять запросы налоговым органам, к примеру, Швейцарии либо Кипра. Ответа на этот вопрос Кодекс не дает. Вероятнее потребуются конфигурации в Кодекс.
Резюмируя вышеизложенное, нормы, ограничивающие расходы являются обременительными для зарубежных инвесторов, зарубежных компаний. Оценка административной нагрузки и налоговых утрат будут понятной к концу 2011 года. Как следствие таковой налоговой политики зарубежные компании обязаны будут пересматривать ценообразование предоставляемых услуг, чтоб удержать их рентабельность. Другие компании быстрее обязаны будут отрешиться от услуг физлиц плательщиков одного налога. Нам остается только следить за тем, что ждет эту сферу бизнеса.
Компания "EBS": высококачественные консалтинговые услуги.