Оборудование помольного отделения
Оборудование для фасовки и перегрузки цемента
Оборудование помольного отделения и склада цемента
На цементных заводах широко применяется пневматическое транспортирование сухих порошкообразных материалов (сырьевой муки, угольного порошка и цемента), осуществляемое насосами по присоединенным к ним трубопроводам. Пневматические транспортные установки перемещают материал в горизонтальном и вертикальном направлениях. В вертикальном направлении цемент перемещают пневматическими насосами. Конструкция пневматического винтового насоса показана на рис. 34. Цемент, просеянный через сито для удаления из него крупных включений, поступает в приемный бункер 1 насоса. Из бункера быстровращающимся шнеком 2 (до 1000 об/мин) цемент перемещается в смесительную камеру 3 по цилиндрической части насоса 4, перекрытой клапаном 5. Перед этим клапаном образуется цементная пробка, препятствующая проникновению воздуха в цилиндрическую часть 4 насоса. Пробка образуется из-за переменного шага винтовой лопасти шнека, уменьшающегося к выходу, что способствует дополнительному уплотнению цемента. В нижнюю часть смесительной камеры подается сжатый воздух под давлением 0,3—0,4 МПа через сопла 7. Образующаяся пылевоздушная смесь под напором воздуха в камере перемещается к выходному отверстию 6, соединенному с цементопроводом. Шнек приводится во вращение электродвигателем 8. Давление в камере смешения контролируется манометром.
Производительность пневмовинтовых насосов в зависимости от диаметра шнека от 10 до 125 т/ч.
Пневматические камерные насосы выпускают с верхней и нижней выгрузкой материала и подразделяют на однокамерные и двухкамерные. Наиболее распространены двухкамерные насосы с верхней выгрузкой материала (рис. 35).
Принцип их действия основан на попеременном образовании в одной из камер пылевоздушной смеси, которая затем сжатым воздухом выбрасывается из камеры, подается в трубопровод и транспортируется по нему.
Порошкообразный материал по загрузочной течке 2 при открытом клапане 4 поступает в левую камеру 7 при закрытом переключателе / на разгрузочном патрубке 6. После того как материал достигает уровнемера 11, в пневмоцилиндр 3 начинает поступать сжатый воздух, который отодвигает поршень вправо. В результате этого клапан 4 в правой камере 7 закрывается, а в левой 10 (к тому моменту уже пустой) открывается. Одновременно переключаются пробковые переключатели 1 и 12 на разгрузочных патрубках.
Для разгрузки камеры в нее вводят через штуцера 5 и 8 сжатый воздух, который выталкивает цемент по патрубку 6. Для аэрации цемента в конической части каждой камеры устроены пористые перегородки 9, через которые пропускается сжатый воздух. После освобождения от материала правой камеры клапаны 4 вновь переключаются и процесс наполнения и разгрузки камер повторяется.
Производительность двухкамерных пневматических насосов в среднем 60—100 т/ч; рабочее давление до 0,8 МПа.
Для транспортирования цемента в горизонтальном направлении используют аэрожелоба — закрытые лотки, разделенные пористыми плитками (или специальной тканью). В нижнюю часть лотка вентилятором подается сжатый воздух под напором до 4900 Па, который, проходя через аэроплитки, насыщает цемент, поступающий из бункера в верхнюю часть желоба. В результате аэрации цемент приобретает текучесть и стекает по желобу. Выгружается материал в любой точке по патрубку. Отработанный воздух через матерчатые фильтры уходит из верхней части желоба.
Ширина желоба колеблется от 125 до 500 мм, а производительность соответственно от 20 до 125 м3/ч. Средний расход воздуха в аэрожелобах 1,4 м3/мин на 1 м2 поверхности аэроплиток.
На крупных заводах цемент хранят в складах силосного типа. При хранении в силосах уменьшается выделение пыли, сокращаются перегрузочные операции, обеспечивается непрерывность производственного процесса.
Цементные силосы — железобетонные (реже металлические) резервуары диаметром от 12 до 18 м и высотой от 20 до 30 м. Общая вместимость силосов должна обеспечивать не менее 10-суточной производительности цеха помола.
На силосный склад (рис. 36) цемент из помольного цеха по аэрожелобам 1 поступает в приемный бункер 2 пневматического насоса 3, к которому по воздухопроводу 4 подается сжатый воздух. Цемент в виде азросмеси транспортируется насосом по цементопроводу 5. Из распределительного цементопровода 6 цементная аэросмесь через патрубки 13 направляется в силос 14. Скорость движения аэросмеси по трубопроводам от 15 до 30 м/с. При входе в силос скорость движения смеси резко падает и из нее выпадает цемент. Силосы соединены между собой трубопроводами 9, по которым воздух проходит из одного силоса в другой и через фильтры 8 удаляется из силоса в атмосферу. Наполнение силосов цементом контролируется уравнемерами 7.
Силосы разгружают пневматическим способом пнев- моразгружателями донного 11 и бокового 10 ручного (ПД и ПБ) или дистанционного (ПДЛ и ПБЛ) управления. Для этого днише 12 силоса устраивают с наклоном 4—5%, а 20—25% площади покрывают коробами с аэроплитками, в которые подается сжатый воздух под давлением 0,2—0,3 МПа. В результате цемент насыщается воздухом и приобретает свойства жидкости, стекая в отверстие в центре днища.
Дно корпуса 1 пневморазгружателя донной выгрузки цемента (рис. 37, а) уложено аэроплитами 4. Цемент через воронку разгружателя поступает в корпус и попадает на аэроплиты, к которым по воздухопроводу 5 проводится сжатый воздух, насыщается им и приобретает текучесть. Подвижный цемент транспортируется к разгрузочному патрубку 3. Поток цемента регулируется коническим клапаном 2. Между воронкой и корпусом установлена задвижка 7, предназначенная для отключения подачи цемента из силоса в разгружатель.
Производительность донного разгружателя до 120 т/ч, расход воздуха 1 м3 на 1 т цемента при давлении 0,2— 0,3 МПа.
Боковой разгружатель (рис. 37, б) крепится к стенке силоса и состоит из чугунной коробки 9, расположенной на месте выпускного отверстия силоса, переходника 11т укрепленного на коробке шибера 6, и клапана 2 с механизмами управления.
Насыщенный сжатым воздухом цемент вытекает в разгрузочный патрубок 3 через входное отверстие 8, которое перекрывается задвижкой 7 с рукояткой 10. Поток цемента регулируют коническим клапаном 2, положение которого меняется маховиком 12.
Производительность бокового разгружателя до 120 т/ч, расход сжатого воздуха 1 м3 на 1 т цемента при давлении 0,2—0,2 МПа.