МАРКА ЦЕМЕНТА И БЕТОНА
Бетон приобретает прочность в процессе твердения в сооружении, - поэтому строитель должен быть уверен в нужном качестве применяемого цемента. Для этого цемент испытывается заранее и только после определения его основных технических свойств может применяться в дело.
Определение качества этих свойств производится в лаборатории. В СССР применяются стандартные, обязательные для всех методы испытания. Стандартизация позволяет получить сравнимые данные при испытании цемента на заводе и на строительных объектах. Основное свойство цемента, определяемое при предварительных испытаниях, - прочность. Она выражается в той нагрузке, которую может выдержать образец из цементного камня, раствора или бетона. Прочность выражается в килограммах на 1 квадратный сантиметр поперечного сечения образца. Обозначение прочности - кг/см2.
Портланд-цемент выпускается марок 300; 400; 500; 600 и 700. Марка цемента - условная величина и обозначает, что прочность при сжатии образцов из цементного раствора, приготовленных и испытанных в точном соответствии со стандартом, не ниже цифры, обозначающей марку.
Прочность бетона, приготовленного на цементе определенной марки, будет различной в зависимости от расхода цемента, качества материалов и условий твердения. При проектировании конструкций пользуются также условной величиной - маркой бетона.
Марка бетона показывает, какую прочность должен иметь бетон. Определяют прочность бетона путем испытания образцов, изготовленных из бетонной смеси и твердевших во влажных условиях. Образцы имеют форму куба с ребром 20 сантиметров и должны изготавливаться в точном соответствии с указаниями стандарта. Если прочность таких образцов, выраженная в кг/см2, равна или выше заданной марки, то бетон может применяться в конструкции, для которой запроектировано применение данной марки бетона.
Нормированы следующие марки бетона: 50; 100; 150; 200; 300; 400; 500 и выше. Возможно проектирование бетонов промежуточных марок. Например, в стандарте на дорожные покрытия предусматривается применение бетона марок 250; 300 и 350.
Бетон должен быть не только прочным, но и, в зависимости от предстоящих условий его службы, морозостойким, плотным и трудноистираемым.
Виды бетона, применяемые в технике, можно классифицировать по различным свойствам.
По объемному весу бетоны делятся на:
1) тяжелые - с весом 1 кубического метра свыше 2,0 тонн, или, как пишется, свыше 2,0 т/м3;
2) облегченные - с объемным весом 1,8-2,0 т/м3;
3) легкие - с объемным весом 1,0-1,8 т/м3;
4) особо легкие - с объемным весом менее 1,0 т/м3.
Обычно бетон резделяют по видам строительства на бетон гидротехнический, дорожный, обычный и т. д. Эта классификация не совсем точна, и правильнее разделять бетон так, как это было предложено С. В. Шестоперовым в зависимости от условий работы бетона в сооружении: бетон морозостойкий, водостойкий, атмосфероустойчивый и бетон внутренних частей сооружений.
Научные основы производства бетона были заложены в конце XIX века трудами ученых различных стран. Русские ученые внесли свой вклад в это дело.
И. Г. Малюга разработал правила получения наиболее прочного бетона с минимальным расходом цемента. Работы инженера Малюги имели большое значение в деле создания стройной теории бетона.
Большие работы в области цементов и бетона были проведены А. Р. Шуляченко, изучавшим способы усовершенствования производства цемента и строительства морских бетонных сооружений. Известный русский ученый и инженер-строитель Н. А. Белелюбский построил первый в мире маяк из железобетона.
Исследования свойств бетонов, технологии, производства бетонных работ широко развернулись в СССР. Большие работы в области технологии бетона проведены коллективами научно-исследовательских организаций под руководством Н. М. Беляева, Б. Г. Скрамтаева, С. А. Миронова, С. В. Шестоперова и многими другими советскими исследователями.
Далее: КАМЕННЫЙ СКЕЛЕТ