Маркетинговые решения для малого бизнеса
Крупные компании с большим оборотом средств обычно определяют стратегию развития с помощью привлечения консалтинговых фирм и экспертов в области маркетинга, а также путём тщательного анализа рынка, но всё это стоит денег, и немалых. А что делать мелким предпринимателям, если лишних средств на маркетинговые исследования нет, а двигаться вслепую не хочется? Предприятиям малого бизнеса тоже нужны чёткие планы. И для их составления вовсе не обязательно проводить сложные и дорогие исследования.
Доморощенный маркетинг
На самом деле инструментов для проведения исследований рынка вокруг нас немало, надо только уметь их применять, а также видеть то, что вокруг нас. Вот навскидку основные источники информации, которые можно использовать:
- местные газеты;
- телевидение;
- опросы клиентов;
- статистические материалы в СМИ.
Ведь исследования — это зеркало, отражение того, как видят компанию окружающие люди и клиенты. Надо только не полениться и заглянуть туда.
Хозяин небольшой кофейни вполне способен определить «счастливые часы» и уровень популярности своего заведения, просто наблюдая за количеством и составом посетителей в течение дня. Имеет смысл проанализировать спрос на то или иное блюдо путём подсчёта заказов. Можно предложить каждому посетителю заполнить небольшую анкету с претензиями и пожеланиями. Немало пищи для ума дадут разговоры со случайными людьми: они, сами того не подозревая, могут подкинуть массу необычных идей.
Из местных газет и телевидения тоже можно получить немало ценной информации, причём совершенно бесплатно. Там часто можно найти материалы о том, какие товары наиболее популярны среди покупателей в данном регионе или городе, а также отследить активность конкурентов по количеству и содержанию публикуемых ими рекламных объявлений. В СМИ в свободном доступе легко найти массу статистических материалов, надо только не полениться отыскать и проанализировать их.
После проведённых исследований можно подготовить новый бизнес план и начинать действовать! Ведь теперь вы работаете не на ощупь, а вооружены информацией.