СИСТЕМЫ ЧАСТОТНОГО УПРАВЛЕНИЯ СИНХРОННО-РЕАКТИВНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
Напряжения
Для преобразования постоянного напряжения в трехфазное переменное напряжение ступенчато-прямоугольной формы и регулируемой частоты с помощью трехфазного мостового инвертора (см. § 9) необходимо переключать транзисторы каждой из трех ветвей моста со сдвигом 180° эл. внутри ветви, а соответствующие транзисторы второй и третьей ветвей моста — со сдвигом 120° и 240° эл. относительно транзисторов первой ветви. Формирование управляющих токов, производящих такое переключение транзисторов при частоте выходного переменного напряжения, превышающей 30— 40 гц, осуществляется с помощью известных мультивибраторных устройств и пересеченных кольцевых схем с трансформаторным выходом [Л. 36; 60]. Однако использование их для управления транзисторами инверторов, частота напряжения на выходе которых должна изменяться от долей герца (включая и нулевую), без
*ri т |
введения дополнительных элементов в их схемы невозможно, так как эмиттеры транзисторов коллекторной группы не имеют гальванических связей с эмиттерами транзисторов эмиттерной группы, а передать сигнал низкой частоты с помощью трансформатора практически невозможно.
В качестве формирователей управляемых токов для таких типов инверторов использованы датчики низкой частоты, выполненные с помощью кольцевого триггерного
^ Принципиальная схема
Рис. 64. Формы кривых напряжений и токов в системах управления: a — управляемого выпрямителя; б — трехфазного мостового инвертора. |
системы частотного управления со ступенчато-прямоугольной формой кривой выходного напряжения, выполненная с использованием кольцевого триггера датчика, приведена на рис.
63. Управление транзисторами TV — Т12 трехфазного мостового инвертора ТМИ производится непосредственно выходными напряжениями датчика, а регулирование напряжения на зажимах двигателя — с помощью управляемого выпрямителя УВ. Управляемый выпрямитель состоит из трехфазного мостового неуправляемого выпрямителя и транзистора Т6, управляемого широтно-импульсным способом.
Управление транзистором 7"6 производится с помощью полупроводникового реле Р, на выходе которого включен усилитель У. На вход реле Р подается напряжение треугольной формы (/т, запирающее напряжение Uа и постоянное напряжение ^зрнс выхода звена регулирования напряжения. Напряжение треугольной формы образуется с помощью преобразователя постоянного напряжения П и интегрирующей цепочки R — Cl.
Принцип действия системы управления выпрямителем УВ иллюстрируется рис. 64, а. Как следует из этого рисунка, напряжение треугольной формы смещено запирающим напряжением на величину ия. Отпирание и запирание транзистора происходят в точках пересечения напряжения треугольной формы с отпирающим напряжением ^зрн - В результате форма тока управления транзистором ів имеет вид прямоугольных импульсов. Естественно, что при изменении величины напряжения t/зрн ширина этих импульсов меняется. Это в конечном итоге приводит к изменению среднего значения напряжения на выходе управляемого выпрямителя.
Таким образом, при изменении величины входного напряжения иЬЇ меняются частота напряжения питания двигателя и его величина.
Так как коммутация транзисторов каждой ветви инвертора происходит в один и тот же момент времени, через транзисторыПротекают «сквозные» токи. Для их ограничения установлен дроссель Дрг.
Принципиальная схема системы с использованием сельсинного датчика изображена на рис. 65. Управляемый выпрямитель УВ работает совершенно идентично описанному выше (см. рис. 64, а). На выходе датчика низкой частоты вместо демодуляторов Д — Д6 ко вторичным обмоткам трансформаторов Трб—Тр8 (см. рис. 56) подключены фазочувствительные усилители ФЧУі (см. рис. 65, полностью показана система управления только одной фазы А инвертора), напряжение питания которых подается с обмотки трансформатора Тр9 преобразователя напряжения, установленного в датчике низкой частоты. Напряжение 0ФЧу с выхода фазочувствительного усилителя подается на вход полупроводникового реле Р2 и через фазоинвертор ФИі—на вход реле Ри которые срабатывают поочередно. В результате также поочередно срабатывают транзисторы Ть и Гц и подают постоянное напряжение на управление транзисторами Г16 и Г17 трехфазного мостового инвертора ТМИ.
Преобразователь постоянного напряжения Я предназначен для устранения гальванических связей в цепях управления транзисторами инвертора. Управление транзисторами Г is* Г ід, Г2 о и Г21 инвертора производится таким же образом, только со сдвигом 120° и 240° эл. относительно транзисторов Гі6 и Т7. На рис. 64,6 изображена форма кривой напряжения ифчу на выходе фазочувствительного усилителя и условно показаны токи Ае и in, управляющие транзисторами Ти и Гп.
Путем выбора различных значений потенциалов срабатывания реле Рі и Р2 создаются промежутки времени At между запиранием транзистора Г]6 и отпиранием транзистора Ti7, что позволяет избежать возникновения «сквозных» токов в инверторе. Подачей напряжения смещения (£смь £смз) «а базы этих транзисторов достигается форсировка их запирания.
Благодаря повышенной частоте (~ 2000 гц) напряжения на выходе 'преобразователя напряжения П и времени запаздывания при запирании транзисторов (см. гл. 4) обеспечивается полное непрерывное открытие транзисторов инвертора (ключевой режим) в течение времени действия отпирающего импульса низкой частоты.
Улучшение формы кривой напряжения на выходе инвертора и повышение напряжения, приложенного к еи-нхронно-реактивному исполнительному двигателю, могут быть достигнуты путем соединения двух трехфазных мостовых инверторов согласно схеме рис. 66, а (для этого с двигателя должны быть выведены все шесть концов трехфазной обмотки) и управления транзисторами обоих инверторов со сдвигом 30° эл. относительно друг друга (ем. рис. 66,6, на котором показаны токи управления транзисторами инверторов).
Система управления каждым инвертором построена совершенно идентично показанной на рис. 65, только в этом случае в датчике низкой частоты необходимо установить два сельсина-модулятора, механически сочлененных между собой, а их трехфазные обмотки сместить в пространстве на угол 30° эл. Это достигается поворотом статоров сельсинов на тот же угол относительно друг друга.
Улучшенная форма кривой фазного напряжения U$A на зажимах двигателя имеет вид, показанный на нижней оси рис. 66,6. К системеу^гЛ К системе управления ( управления тазы С V / (разы С
Рис. 65. Принципиальная схема системы частотного управления с преобразователем, обеспечивающим на выходе напряжение ступенчато-прямоугольной формы (с сельсинным датчиком).
Рис 66 Принцип построения систем частотного управления с использованием преобразователя с улучшенной формой выходного напряжения.
В соответствии со схемой рис. 65 была изготовлена, налажена и экспериментально исследована рассмотренная выше система частотного управления. В качестве исполнительного двигателя был использован синхронно-реактивный двигатель (изготовленный на базе серийного асинхронного двигателя типа А-31-4), со следующими номинальными данными:
Мощность....................................................................................... . Рн=120 вт
Номинальный ток.............................................................................. /дв=7,2 а
Номинальное фазное напряжение. Uф=21 в
Номинальная частота....................................................................................... /н=30 гц
Номинальный момент на валу. . . Лїн=1,3 дж
Перегрузочная способность... ^=^Ммакс/Мн=2
Рис. 67. Осциллограммы установившихся режимов работы системы частотного управления со ступенчато-прямоугольной формой кривой выходного напряжения: а —при гц, /дв «8,3 а, £/Дв ф ~3,2 в; б — при f = 10 гц, Iдв «7,5 а идв-ф”7>3 в: 8-ПРИ f=20 гц, 7ДВ«7,2 а. ^дв. ф«14,2 в; г - при f= 1 гЧ./дь = =8,3 а, Vд-Q «5,6 в; д — при f=5 гц, /дв «8 a, Uj[q «7,4 в. |
Характеристика звена регулирования напряжения была построена из условия поддержания постоянства перегрузочной способности двигателя при постоянном моменте сопротивления. Осциллограммы рис. 67, а, б и в иллюстрируют установившийся процесс работы системы частотного управления при частотах f=2 гц, f= = 10 гц и f=20 гц. На этих осциллограммах приведены формы кривых напряжения £/фчуна выходе фазочувствительного усилителя, напряжения UPl на выходе реле Р и напряжения £/дв. ф на фазе двигателя, а также тока /дв в цепи фазы двигателя. На осциллограммах рис. 67, г и д показаны формы кривых линейного напряжения U а в, тока /дВ в фазе двигателя, а также напряжения UTr с выхода тахогенератора постоянного тока, механически сочлененного с валом двигателя. Как следует из последних осциллограмм,
при частотах /<5 гц наблюдается «шагообразное» вращение двигателя (см. кривую UTT).
ШИН: |
На рис. 68, а изображена осциллограмма разгона двигателя (кривая изменения числа оборотов п). Постоянная времени разгона Гр = 2 сек. На верхней оси этой осциллограммы приведена кривая изменения угла нагрузки 0Р (см. приложение), свидетельствующая
Рис. 68. Осциллограммы: а — процесса разгона двигателя; б — переходного процесса уменьшения скорости двигателя. |
о том, что двигатель в течение всего процесса разгона находится в синхронизме. Осциллограмма рис. 68, б иллюстрирует процесс изменения (уменьшения) скорости вращения ненагруженного двигателя UTT. На ней также показаны формы кривых токов /дв в трех его фазах.