СИСТЕМЫ ЧАСТОТНОГО УПРАВЛЕНИЯ СИНХРОННО-РЕАКТИВНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
Инверторы
Основным звеном рассматриваемых в пятой главе транзисторных систем частотного управления является инвертор, преобразую - ; щий постоянное напряжение на его входных зажимах в переменное, частота которого определяется частотой открытия его транзисторов.
Наиболее распространенными схемами инверторов на транзисторах являются однофазный мостовой и трехфазный мостовой инверторы [Л. 33, 34].
Однофазный мостовой инвертор
Однофазный инвертор (рис. 14) составлен из четырех транзисторов Ті—Ті, собранных по мостовой схеме. К одной диагонали этого моста присоединен источник постоянного напряжения Е,
к другой — активно-индуктивная (R, L) нагрузка. Параліч лельно каждому транзистору
Г п присоединен неуправляемый
вентиль (вентили Д— Да), направление проводимости которого противоположно основному направлению проводимости транзистора. Диаграмма управления транзисторами при - [дг ведена на рис. 15. Нарис. 15, а
показана форма тока управ-
S ЛЄНИЯ ^у(їуі, /у2, іуз, Іу4).
В течение одного полупе - Рис. 14. Принципиальная схема одно - риода частоты напряжения
фазного мостового инвертора. управления открыты транзис
торы Т1 и Т2, в течение другого— Гз и Та и т. д. Принимая, что транзисторы являются идеальными ключами, а внутреннее сопротивление источника напряжения равно нулю, нетрудно установить, что к зажимам нагрузки приложено переменное напряжение UB прямоугольной формы (рис. 15, б). Амплитуда этого напряжения равна напряжению источника постоянного напряжения Е, а частота f определяется частотой переключения транзисторов.
для тока следует, что форма кривой переменного тока (рис. 15, в) зависит от постоянной времени цепи нагрузки
и изменяется с изменением частоты напряжения управления транзисторами. Эффективное значение тока в нагрузке
Сопоставляя формы кривой напряжения на нагрузке и тока в ее цепи, нетрудно установить, что в промежутке времени от момента t=О, когда изменяется знак напряжения на нагрузке (момент закрытия транзисторов Т3, Тц и открытия Ть Гг), до момента времени t=t0, когда ток в нагрузке проходит через нуль, ток в цепи нагрузки сохраняет свое направление (см. рис. 15,в). При этом ток нагрузки ’может замкнуться через вновь открытые транзисторы Тх и Т2, которые оказываются в инверсном включении. Так как коэффициент усиления транзисторов в инверсном включении существенно ниже, чем в прямом, то их рабочие точки выходят в активную область. Последнее существенно увеличивает потери в транзисторах. Наличие же шунтирующих диодов обеспечивает работу транзисторов в ключевом режиме.
Формы кривых токов is, /е, І7, к, протекающих через неуправляемые вентили, приведены на рис. 15, г, а токов ц, іі, і3, ц, протекающих через траншсторы,— на рис. 15, д. На рис. 15, е показана форма тока ів в цепи источника постоянного напряжения, а на ірис. 15, ж — форма напряжения. UL на индуктивности нагрузки.
Как следует из кривой тока tB, в промежутках времени от /=0 до t=t0 ток в цепи источника постоянного напряжения Е меняет свое направление. Естественно, если внутреннее сопротивление источника с двусторонней проводимостью равно нулю, изменение направления тока не сказывается на работе инвертора. Однако практически питание такого инвертора производится обычно от выпрямителя, питаемого от сети переменного тока. В последнем случае из-за отсутствия пути для пропуска реактивного тока, обусловленного запасенной в нагрузке электромагнитной энергией, могут возникнуть существенные перенапряжения на транзисторах. Для избежания таких явлений на зажимах источника устанавливается конденсатор С (на рис. 14 показан пунктиром), через который и замыкается этот ток.
(119)
Естественно, для получения трехфазной системы напряжений можно использовать три однофазных инвертора, управляемых со сдвигом 120° эл. относительно друг друга. В этом случае линейные напряжения на зажимах двигателя имеют прямоугольную форму и сдвинуты во времени относительно друг друга на 120° эл.
Учитывая, что при разложении в ряд Фурье в кривой переменного напряжения на нагрузке (обмотках двигателя
содержатся все нечетные гармоники, в том числе и все гармоники, кратные трем, обмотки СРД целесообразно включить в звезду без нулевого провода. Такое соединение позволяет исключить протекание в обмотках двигателя токов от воздействия гармонических напряжения, кратных трем, и снизить потери в двигателе.
Кроме того, при частотном управлении скоростью вращения двигателя переменного тока необходимо изменять величину приложенного к его статорным обмоткам напряжения по определеннойзависимости от частоты (см. гл. 1). Для выполнения этого условия величина напряжения на выходе инвертора должна изменяться в соответствии с изменением частоты с помощью устройств управления напряжением инвертора.