СИСТЕМЫ ЧАСТОТНОГО УПРАВЛЕНИЯ СИНХРОННО-РЕАКТИВНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
Постановка задачи, методы исследования
Несмотря на широкое применение частотно-управляемых СРД в системах электроприводов с интенсивными режимами работы (частые пуски, реверсы, остановы), достаточно простая инженерная методика исследования динамики привода в настоящее время не разработана.
Как показывают теоретические И экспериментальные исследования динамических режимов работы синхронных и асинхронных двигателей, электромагнитные процессы, происходящие в этих машинах при изменениях скорости вращения, существенно влияют на их механические и моментно-угловые характеристики, в особенности при больших ускорениях и относительных значениях момента инерции привода [Л. 14—17]. Поэтому наиболее правильный подход к решению вышеуказанных задач динамики заключается в совместном рассмотрении электромагнитных и механических (электромеханических) процессов, связанных с изменением магнитных полей и кинетической энергии вращающихся с переменными угловыми скоростями маховых масс привода.
Если учесть, что скорость вращения ротора СРД и частота напряжения источника питания в общем случае различны и являются переменными величинами, исследование электромеханических переходных процессов при частотном управлении СРД связано с решением нелинейных дифференциальных уравнений, содержащих три независимых параметра: величину напряжения, частоту его изменения и нагрузку. Очевидно, что при этих условиях аналитическое исследование динамики частотно-управляемых СРД затруднительно.
Внедрение в инженерную практику электронных машин значительно расширило возможности исследования электромеханических переходных режимов СРД, работающих при переменной частоте.
Прй известных параметрах двигателя решение нелинейных дифференциальных уравнений, которые описывают работу СРД при переменной частоте, не представляет принципиальных затруднений, хотя схема модели оказывается в этом случае чрезвычайно сложной вследствие наличия большого количества синусо-косинусных элементов и блоков произведения.
Однако в ряде практических случаев электроприводы с частот - но-управляемыми СРД работают при небольших ускорениях (когда ротор двигателя успевает следовать за изменением скорости вращения магнитного поля), поскольку основным требованием к этим приводам является обеспечение строгого согласования скоростей вращения ротора и магнитного поля СРД в установившихся и переходных режимах работы. Это обстоятельство позволяет пренебречь влиянием электромагнитных процессов и тем самым существенно упростить исследование переходных режимов, т. е. выполнить его при условии тождественности статических и динамических момент - но-угловых и механических характеристик двигателя.
Для ориентировки, в каких случаях допустимо пренебречь влиянием переходных электромагнитных процессов на механический процесс, предложены [JI. 14—17] соответствующие критерии, по которым можно определить максимальную разницу между динамическими и статическими значениями механических и моментно-угло- вых характеристик или найти минимальные ускорения (замедления), маховые массы и момент сопротивления, при которых с заданной степенью точности указанные характеристики будут отличаться друг от друга. В частности, исследования работы синхронного двигателя в процессе пуска и торможения, приведенные в работе [Л. 141, показывают, что для практической оценки необходимости учета влияния электромагнитных процессов на величину электромагнитного момента следует сравнить величины механической постоянной и электромагнитной постоянной времени. При этом,
если у машины механическая постоянная в 2—3 раза больше электромагнитной, то, согласно рекомендациям [Л. 14], влияние электромагнитных процессов на переходные режимы можно не учитывать.
Ниже приведены исследования переходных режимов СРД без учета влияния электромагнитных явлений.