ИНДУКТИВНО-ЧАСТОТНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ НЕЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН
ПАРАМЕТРЫ КАТУШКИ ПЕРВИЧНОГО ЭЛЕМЕНТА БЕЗ СЕРДЕЧНИКА
Катушка первичного элемента индуктивно-частотного преобразователя (рис. 2-1,а) представляет собой многослойный соленоид, намотанный на немагнитный каркас Материал каркаса должен иметь малую диэлектрическую проницаемость, низкие потери на высоких частотах и низкий температурный коэффициент расширения. Такими свойствами обладают, например, фторопласт и высокочастотный текстолит. Важнейшими электрическими параметрами катушки являются индуктивность L0, активное сопротивление Ro и собствен - ная емкость С0.
РІндуктивность катушки. Индуктивность любого контура с током определяется отношением потоко - сцепления контура к его току:
Если полный магнитный поток, сцепляющийся с коетуром, обусловлен токами, протекающими в других контурах, вводится понятие коэффициента взаимоиндукции:
4?k
М, к = т - (2-2)
Катушку датчика следует рассматривать как сложный контур. Непосредственное применение выражений (2-1) и (2-2) для расчета ее индуктивности весьма затруднительно.
Для упрощения расчетов катушку прямоугольного сечения можно заменить массивным витком такой же формы и размеров. Тогда
L0 = w2LB,
где w — число витков катушки; LB — индуктивность соответствующего массивного витка.
Конкретные выражения для индуктивности катушек различных поперечных сечений имеются в специальной литературе [Л. 8, 10, 12]. Они получены в результате введения некоторых допущений, которые приводят к весьма незначительным погрешностям. К принятым допущениям относятся:
1) пренебрежение спиральностью витков (катушка рассматривается как совокупность отдельных замкнутых плоских витков, лежащих в нескольких параллельных плоскостях);
2) равномерное распределение тока по сечению отдельных витков;
3) бесконечно тонкая изоляция и плотное заполнение витками всего пространства, занятого обмоткой.
Для особо точных расчетов можно воспользоваться выражениями для поправок на изоляцию и частоту.
С учетом перечисленных допущений индуктивность катушки, показанной на рис. 2-1,а, составит [Л. 10]:
L° = it тЧ"ф /к^к)* <2'3)
где Цо — абсолютная магнитная проницаемость воздуха;
1*у — соответственно длина, средний диаметр и толщина
обмотки, м.
Значения Ф для различных tK/dK и lKfdK находятся из графиков. На рис. 2-2 даны кривые для определения Ф коротких катушек.
Активное сопротивление катушки определяется из выражения
R°= ys” *
где /, 5 — длина и площадь поперечного сечения провода, м, м2
Y — удельная проводимость материала (1 /ом-м).
При повышении рабочей частоты активное сопротивление существенно возрастает за счет поверхностного эффекта, эффекта близости и диэлектрических потерь в изоляции витков. Поверхностный эффект проявляется в неравномерном распределении тока по сечению провода, что вызывает уменьшение его эффективного сечения. Эффект близости заключается в изменении распределения тока в проводнике под влиянием магнитного потока соседних проводников.
Прирост активного сопротивления по этим двум причинам составляет:
[ |
/ wan 2 1
F W + ) G (ka) - 1J, (2-5)
где F(ka) и G(ka) — коэффициенты, выражающиеся через функции Бесселя от аргумента ka (табл. 2-1);
Рис. 2-2. Кривые для определения коэффициента Ф для коротких катушек прямоугольного поперечного сечения. |
Значения функций F(ka) и G (ka)
|
а — радиус провода, м k=Y
ji— магнитная проницаемость материала провода; ^нар — наружный диаметр катушки, м п — поправочный коэффициент [Л. 13]. Сопротивление диэлектрических потерь в катушке обусловлено в основном потерями в изоляции витков и зависит также от собственной емкости катушки С0.
При-работе на частотах, значительно отличающихся от резонансной частоты катушки (практически при /^0,3/рез), потерями изгза влияния собственной емкости катушки можно пренебречь.
Собственная межвитковая емкость катушки для многослойных катушек С0 достигает существенной величины, и с ней приходится считаться. При обыкновенной намотке С0 колеблется в пределах 40—70 пф.
■ Если рабочая частота ниже частоты собственного резонанса катушки, то на схеме замещения С0 изображается емкостью, включенной параллельно индуктивности и активному сопротивлению катушки