ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
МЕХАНИЗМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ
Электроприводы механизмов непрерывного действия работают в продолжительном режиме, поэтому при необходимости регулирования их скорости целесообразность использования преобразователей напряжения определяется, особенно при управлении короткозамкнутыми асинхронными двигателями, зависимостью момента статической нагрузки от скорости и требуемым временем работы на пониженной скорости.
Как следует из § 5.5, при Mc=const использовать асинхронные двигатели, управляемые напряжением, для продолжительной работы на пониженной скорости в общем случае экономически нецелесообразно даже при небольшом диапазоне регулирования из - за больших потерь энергии в электроприводе и низкого КПД, а также необходимости значительно завышать мощность коротко - замкнутых двигателей.
Большой класс механизмов непрерывного действия, для которых в основном применяются асинхронные приводные двигатели,
составляют турбомеханизмы (вентиляторы, насосы и т. д.), момент статической нагрузки которых зависит от скорости. Турбомеханизмы, как правило, работают на сеть с противодавлением, поэтому их нагрузочная характеристика Mc=f{Q) в значительной мере зависит от соотношения HcjH0, где Но— напор турбомеханизма при нулевом расходе (Q) жидкости или газа и Q=QN Нс — статический напор в системе [126].
Зависимость статического момента на валу турбомеханизма можно выразить в функции относительного противодавления Лс = Яс/Я0. При работе на сеть с постоянными параметрами [129]
(QJQN)* — hc
———. (6.38)
При выводе (6.38) принято, что при Q=0 и fi— Од? момент на валу для большинства турбомеханизмов может быть взят равным 0,4 Mcn■ Анализ показывает, что при возрастании hc уменьшается требуемый диапазон регулирования скорости турбомеханизма для изменения его производительности от номинального значения (Q=Qn) до нулевого (Q=0). В этом случае
D = V Н0/Нс. (6.39)
По данным [126, 129], в реальных условиях hc— (0,25-.-0,9).
Для оценки возможностей использования регулируемых напряжением короткозамкнутых асинхронных двигателей для привода турбомеханизмов в [130] получено выражение для Хр в этом случае исходя из потерь в роторе асинхронной машины:
Лп2(0,4С1 + 0,6|/Сі9)(1/^С1- l+sN)
— ; , (6.40)
(&,//Сг +1 Ро) ЗдгЕдг
где q= Q/Qn — относительный расход; Сх = |/7ic -}- qz (1 — hc).
Далее приведены рассчитанные по (6.40) требуемые значения коэффициента "кр для серии асинхронных двигателей 4А (приняты следующие усредненные параметры: s/*/=0,025, Ро=:0,5) в предположении, что двигатель может длительно работать при любом расходе q, изменяющемся от 0 до 1:
hc.................................... 0 0,2 0,4 0,6 0,8
Хр... . ..... 6,2 5,4 4,2 3,0 1,9
При работе в магистралях с большим противодавлением (hc>0,6) коэффициент завышения установленной мощности двигателя не так велик и для привода турбомеханизмов может оказаться целесообразным (технически и экономи
чески) применять управляемые напряжением короткозамкнутые двигатели единой серии 4А. В этом случае помимо надежности и простоты полупроводникового преобразователя и возможности получения требуемого диапазона регулирования скорости в разомкнутых системах также близки значения потребляемой активной энергии при параметрическом и частотном управлении асинхронным двигателем, особенно при небольшом времени работы насосной установки с q<l [130]. Примером турбомеханизмов такого типа являются насосы город-
Тх. ч |
тя. ч |
Wlt кЕт-ч |
IV2, кВт-ч |
tWx, кВт-ч |
3000 |
3000 |
8847 |
8848 |
399 |
5000 |
1000 |
4013 |
3348 |
665 |
5500 |
500 |
2804 |
2073 |
731 |
ского водоснабжения [131], нерегулируемые асинхронные двигатели которых имеют, как правило, запас по сравнению с мощностью статической нагрузки, так что при /гс>0,7ч-0,8 регулируемый электропривод, управляемый напряжением,, можно реализовать на базе установленных двигателей. |
Как отмечалось ранее, в последнее время [45, 46, 122] обсуждается возможность применения тиристорных преобразователей напряжения для нерегулируемых по скорости асинхронных электроприводов, работающих в перемежающемся режиме S6 [29], когда периоды работы с нагрузкой чередуются с периодами, в течение которых двигатель работает на холостом ходу (Мс^=:0). Использование преобразователей для таких электроприводов диктуется не технологическими требованиями, а обусловлено возможностью уменьшения энергии, потребляемой электроприводом, по сравнению с работой на естественной характеристике в зоне номинальной скорости. Очевидно, при общем числе часов работы в году Т ЭКОНОМИЯ электроэнергии будет тем больше, чем выше Т1 — число часов работы в режиме холостого хода, когда Мс~0. Для оценки количественных показателей но экономии электроэнергии в табл. 6.2 приведены значения энергии, потребляемой за год двигателем 4А100Ь6УЗ при работе в зоне номинальной скорости на естественной (W) и регулировочной характеристиках {W2) с s= =sOnT=0,032. При расчетах принято 7=6000 ч, момент нагрузки в течение времени Ті |ісі=0,05, в течение времени Т2={Т—Т) момент |іс2= 1. В табл. 6.2 указано также значение электроэнергии, сэкономленной за год, ДЦ7=Ц7х—W2. При расчете W и W2 учитывалась мощность на валу, потери в меди статора, ротора и стали статора.
Как следует из табл. 6.2, широкое внедрение тиристорных преобразователей напряжения для минимизации потерь в нерегулируемых асинхронных электроприводах, работающих часть времени в режиме холостого хода, экономически целесообразно в том случае, если удастся значительно снизить стоимость преобразователей указанного класса.
Подводя итог рассмотрению проблемы применения полупроводниковых асинхронных электроприводов с параметрическим управлением, можно констатировать следующее. Изложенные принципы построения систем электропривода указанного типа (в том числе и замкнутых) позволяют значительно расширить возможности асинхронного электропривода и улучшить его качест - 216
венные характеристики, а следовательно, существенно расширить применение его для механизмов, технологические требования со стороны которых могут быть удовлетворены с приемлемыми тех - нико-экономическими показателями при использовании этих электроприводов. Таким образом, предложен один из рациональных путей решения возникшей в последнее время объективной задачи создания массового регулируемого электропривода переменного тока, что обусловливает расширяющуюся тенденцию внедрения асинхронных электроприводов с параметрическим управлением.
[1] , 2 “г + SN
[2] _ Рі4^18 + і^(Рі4Г18)2 ~ 4(Pi3F18 + >с17) (г'16 - f - F15F1S---- F ъ'/Z -)- рх) ,f - Q д.
p 2(Fie + Vis - Fo/Z + Pi) ' { ' V