ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ
ХРАНЕНИЕ ГАЗООБРАЗНОГО ВОДОРОДА ПОД ДАВЛЕНИЕМ
Для систем хранения газообразного водорода под давлением
в сосуде объемом V основной интерес представляет массовая емкость, т. е. отношение массы максимально возможного количества запасенного водорода, определенной при давлении, близком к давлению разрыва баллона Рб, к общей массе системы Мс. Это отношение пропорционально коэффициенту эффективности PF системы хранения
(1)
В СИ коэффициент эффективности имеет размерность Дж/кг.
При одинаковых условиях (материал, технология обработки) изготовления баллонов для хранения сжатого водорода масса баллона пропорциональна максимальному давлению. Таким образом, отношение массы запасенного газа к массе баллона не зависит от максимального давления в системе хранения. Поэтому единственным способом увеличения коэффициента эффективности является использование более прочных материалов и более совершенных технологий для изготовления газовых баллонов.
Малые количества водорода для использования в химических лабораторії удобно хранить в простых стальных цилиндрических газовых баллонах, рассч> ■ танных обычно на давление 150 атм.
Для транспортных средств, работающих на топливных элементах, использс ние сжатого водорода может быть практическим способом хранения топлив: . і борту. Очевидно, что системы хранения газообразного водорода под давление одни из самых простых и не требуют специального оборудования для извлеч ния газа из хранилища. Необходимо только иметь газовые баллоны с хорой1, коэффициентом эффективности.
Алюминиевые баллоны современной конструкции, усиленные оболочкой углеволокна, выглядят многообещающе. Они относительно легкие и могут сол ■ жать газ при давлении 500 атм: баллон объемом 0,15 м3 (150 л) может вмест 6 кг водорода (860 МДж) при суммарной массе менее 90 кг. Массовая емкое такого баллона составляет 6,7 % и сравнима с емкостью металлогидридных сис тем хранения водорода, рассмотренных в этой главе далее. Характер выхода і строя таких баллонов некатастрофичен: при разрыве оболочка не разлетает. ■ шрапнелью, а лишь отслаивается. Конструкция выполнена таким образом, утечка газа начинается до разрыва баллона.
Рассмотренный 150-литровый баллон может представлять собой цилиндр (г и ■ на 1,5 м, диаметр 0,36 м), разместить который на борту транспортного средс не представляет особых трудностей. На настоящий момент рекомендованное к соображений безопасности отношение давления разрыва к рабочему давление составляет 3:1, таким образом, давление разрыва баллона должно быть не мен 1500 атм, коэффициент эффективности при этом 250 кДж/кг.
Теплота сгорания водорода, содержащегося в таком баллоне, составляв ет 860 МДж, что по энергоемкости соответствует примерно 20 л бензин т. е. весьма немного, учитывая, что на обычном пассажирском автомобиле р; мещается 50-литровый бензобак. Стоит отметить, однако, что КПД двигате і на топливных элементах более чем в 2 раза превышает КПД двигателя внутр< него сгорания.
Для крупномасштабного хранения водорода можно использовать подземн: е структуры, такие как пористые горные породы, выработанные шахты пешерг водоносные горизонты и истощенные месторождения природного газа.
В настоящее время имеется лишь небольшой опыт подземного хранения ва - дорода. Однако результаты хранения гелия в подземных резервуарах г. Амарилл » штат Техас, позволяют надеяться, что при использовании данной технології і придется преодолеть лишь незначительные трудности.
На рис. 9.1 показана схема крупномасштабного хранилища газа на осно I использования подземного водоносного горизонта в полости между поверхи стью воды и непроницаемым слоем горной породы, образующим своеобразна > крышу.
В г. Амарилло подземное хранение 8,5 • 108 м3 гелия не вызвало проблем. Стоит отметить, что гелий характеризуется примерно такой же утечкой, как и водород. При нормальных условиях 8,5 • 108 м3 водорода эквивалентны 10 ООО ТДж запасенной энергии.
Рис. 9.1. Структура водоносного пласта, используемого для хранения водорода
Чтобы понять, насколько велика энергоемкость этого хранилища, можно сравнить ее с емкостью одной из крупнейших гидроаккумулирующих электростанций1', расположенной в г. Людингтоне, штат Мичиган. Эта станция способна аккумулировать 54 ТДж, что почти в 200 раз меньше энергии, которую можно аккумулировать в резервуаре Амарилло, если заполнить его водородом.
Другой системой хранения водорода могут стать те самые трубопроводы, которые используются для транспортировки газа. Обычный магистральный трубопровод для транспортировки природного газа имеет протяженность около 1000 км. Диаметр трубопровода может быть около 1,2 м, а рабочее давление 6 МПа (60 атм). Количество водорода, которое можно запасти в таком трубопроводе, эквивалентно энергии 1000 ТДж, т. е. примерно в 20 раз выше, чем может аккумулировать Лудингтонская ГАЭС.
Гидроаккумулирующие электростанции (ГАЭС) используют избыток вырабатываемой электроэнергии для закачки воды в резервуары, чтобы затем при необходимости использовать аккумулированную таким образом энергию для производства электроэнергии.