ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

ФУНКЦИЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ НА РЫНОК

Новые технологии и устройства, конкурируя с уже имеющими­ся на рынке, не могут сразу занять значительную долю рынка из-за влияния большого числа факторов. Рассмотрим вопрос о том, каким образом происхо­дит внедрение инновационных товаров на рынок, т. е. как изменяется спрос на них с течением времени.

Пусть / — это часть максимального уровня внедрения, который может иметь новый товар на рассматриваемом рынке. С течением времени /увеличивается от нуля до значения, равного или меньшего единицы. После достижения уровня, равного единице, данная технология или устройство становятся «старыми» и их нужно заменять более новыми. В ходе замены старого изделия / уменьшается от единицы до нуля.

График/в зависимости от времени, построенный по эмпирическим данным, представляет собой S-образную кривую, представленную на рис. 1.5 (слева). Время внедрения на рынок АТ, определяется как АТ = (th - /j), где th — это вре­мя, за которое функция /становится равной 0,5 = fh, и 1Х — это время, за кото­рое функция / изменяется от нуля до 0,1 = tv Величина АТ может иметь отри­цательное значение в том случае, когда данная технология устаревает и её за­меняют новой. В этом случае она называется временем вывода с рынка. Фишер (Fisher, 1971) и При (Pry, 1973) показали, что зависимость /и-—— от времени

представляет собой линейную функцию, возрастающую с течением времени. На

рис. 1.5 (справа) показано, как эмпирические данные коррелируют с данными,

1.7. Функция проникновения на рынок

полученными по теории Фишера-При. На данном графике представлена кривая внедрения на рынок сталелитейной технологии кислородного дутья в четырех различных странах. Прямые линии на графике изображают функцию, получен­ную по уравнению

In -

/

(1)

= at + b,

1 -/

где константы а и b характеризуют особенности рынка и конкретную техно-

1 d/

логию. Можно ожидать, что темп продвижения технологии на рынок, — —,

/ а/

будет пропорционален разности (1 -f) для участка, соответствующего началу продвижения на рынок:

(2)

Уравнение (2) полностью удовлетворяет эмпирическим данным графика 1.5 (справа) и данным, полученным из уравнения (1), поскольку последнее является интегралом первого.

ФУНКЦИЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ НА РЫНОК

Годы

Годы

Рис. 1.5. Типичная функция проникновения на рынок (слева). Функция внедрения новой сталелитейной технологии в различных странах (справа) по фактическим данным и по закону Фишера-При

Величины а и b зависят от самой технологии и от рынка, на который она вводится. В общем случае в уравнении Фишера-При можно избавиться от по­стоянных а и Ь.

Для t = th, /= 0,5

ФУНКЦИЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ НА РЫНОК

Для / = tvf= 0,1

ФУНКЦИЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ НА РЫНОК

= я/, + b = -2,2

(4)

Совместим полученные уравнения:

2 2

(5)

2,2 = a(th - /,) = aAt, или а =

Таким образом, формула для функции проникновения новой технологии на рынок может быть записана в следующем виде:

ФУНКЦИЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ НА РЫНОК

(6)

Уравнение (6) представляет собой функцию от безразмерной независимой переменной (ґ - th)/At. Оно дает возможность отобразить данные для зависи­мостей с различными коэффициентами а и b на одном графике. Пример такого графика показан на рис. 1.6. Видно, что 17 эмпирических точек для различных продуктов и рынков имеют достаточно малый разброс относительно кривой Фишера-При.

На рис. 1.5 показана скорость внедрения метода кислородного дутья на рынках Японии (5 лет), Германии и США (6 лет) и СССР (8 лет). Скорость внедрения в некоторой степени зависит от особенностей страны, определяющих внедрение новых технологий (например, от особенностей технической политики и зако­нодательства в этой области), и от технических возможностей замены старых технологических ЛИНИЙ НОВЫМИ

Закон продвижения новой продукции на рынок применим также и для энер­гетических технологий. На рис. 1.7 показано изменение предложения различ­ных источников энергии на рынке США. Из графика видно, как к концу XIX в. человек переходит от использования дров к использованию угля в качестве ос­новного топлива.

Уголь после достижения максимума использования в середине XX в. начинает вытесняться нефтью и природным газом. Как видно, ввод и вывод энергетиче­ских продуктов с рынка занимают гораздо большее время, чем для большинства остальных товаров и технологий. В табл. 1.3 показано характерное время про­движения и выведения с рынка различных источников энергии (время вывода имеет обратный знак).

• Г

Таблица 1.3. Время продвижения и вывода с рынка различных источников энергии

Дерево

-38 лет

Уголь

38 лет

Уголь

-50 лет

Нефть

30 лет

Таблица 1.4. Коэффициенты Фишера-При для дерева, угля и газа

Энергоноситель

а

Ъ

Дерево

-0,0585

110,20

Уголь

-0,0439

85,18

Газ

-0,0426

-84,64

Рассмотрим период времени с началом в 1920 г. Дерево, уголь и природный газ характеризуются данными, полностью соответствующими модели Фишера - При. В течение этого периода потребление энергии, производимой гидроэлект­ростанциями, остается примерно постоянным и составляет около 3,6 % общего

.)

X.

■у* *

ш '

/

о/%1

ЧР

'' О S

ш, Л

и

х +,+

X'Xj

• 1* ■ •

ъу

і

1850 1900 1950 2000

Голы

энергопотребления. Регрессионные коэффициенты Фишера-При для древеси­ны, угля и газа имеют значения, приведенные в табл. 1.4. Поскольку для каж­дого момента времени ^ / = 1, часть рынка, занимаемая нефтью, может быть определена путем вычитания из единицы других частей рынка, относящихся к другим источникам энергии. График для нефти построен на рис. 1.7 с исполь­зованием именно такого подхода.

JL ---------------------------------- т-------------------------------- т-------------------------- ,

і -/ .

од

0,01

Рис. 1.7. Изменение предложения различных источников энергии на рынке США в течение XIX и XX вв.

Коэффициенты Фишера-При были получены на основе данных за период с 1920 по 1950 гг., остальная информация — путем экстраполяции линейных зависимостей. Расчетная кривая для нефти показывает, что снижение по­требления нефти должно было начаться в 1970 г., что и случилось в действи­тельности. Чрезвычайно интересен тот факт, что снижение уровня потреб­ления нефти начиная с 70-х годов могло бы быть предсказано еще в 1950 г., т. е. до создания ОПЕК! Таким образом, можно прийти к выводу, что сни­жение потребления нефти должно было произойти независимо от действий ОПЕК! Создание ОПЕК повлияло лишь на уровень цен на нефть и другие энергоресурсы!

ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

РАБОТА

Выше мы говорили о том, что газ, находящийся в цилиндриче­ском сосуде с поршнем, может совершать работу. Какова эта работа? Сила, действующая на поршень со стороны газа, равна рА, где А …

ПЕРВЫЙ ЗАКОН ТЕРМОДИНАМИКИ

Подведем некоторое количество Q теплоты к газу, находящему- ■ : цилиндре с адиабатическими стенками и поршнем внутри, который может ■сремещаться без трения. Наличие адиабатических стенок означает, что тепло - р …

УДЕЛЬНАЯ ТЕПЛОЕМКОСТЬ ПРИ ПОСТОЯННОМ ОБЪЕМЕ

При изменении температуры некоторого фиксированного коли­чества газа будет меняться его внутренняя энергия. Если при этом объем газа остается постоянным (например, газ помещен в сосуд с жесткими стенками), то изменение его …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.