ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
Преобразователи для систем ТПН — АД
Электротехническая промышленность предлагает широкую номенклатуру тиристорных преобразователей напряжения, более известных как устройства мягкого пуска (Soft-Start). Основное их назначение — это обеспечение плавных контролируемых пуска и торможения асинхронного двигателя, для чего используют три основных способа.
1. Управление напряжением. Этот способ наиболее прост. При его использовании обычно задаются начальное напряжение и требуемая продолжительность пуска. Система ТПН—АД при этом не контролирует ток или момент двигателя, поэтому данный способ не пригоден для электроприводов с тяжелым пуском.
2. Управление током. Этот способ основан на нарастании напряжения, которое прекращается при достижении током заданного предела, и далее ток удерживается на этом значении до окончания разгона двигателя. Недостатком способа является изменение ускорения в процессе разгона так же, как и при способе управления напряжением.
3. Управление моментом. Это наиболее сложный и совершенный способ. Он использует замкнутую по моменту систему регулирования, что позволяет получить линейный график изменения скорости двигателя. При этом способе управления ускорение и замедление электропривода может оставаться постоянным даже при изменении нагрузки в широких пределах.
На рис. 5.2 приведены диаграммы изменения тока статора АД при различных способах управления его пуском.
Однако кроме разгона и торможения двигателя современные ТПН, благодаря микропроцессорной системе управления, выполняют ряд не менее важных дополнительных функций.
I 2 |
Во-первых, ТПН расширяют функциональные возможности электропривода при использовании следующих режимов и устройств:
Рис. 5.2. Диаграммы изменения тока статора АД в системе ТПН—АД при пуске с контролем напряжения (7), тока (2), момента (3)
слежение за нагрузкой двигателя. Для этого микропроцессорная система управления по измеренным значениям тока и напряжения двигателя оценивает нагрузку на его валу, позволяя идентифицировать работу двигателя с перегрузкой или недогрузкой, установить соответствующую защиту и предотвратить аварии технологического оборудования;
режим работы с пониженной скоростью двигателя, что важно для механизмов с позиционированием;
кратковременное повышение момента двигателя при пуске для механизмов с повышенным моментом трогания;
релейные (а иногда и аналоговые) входы и выходы, что позволяет организовать дистанционное управление преобразователем, управление вспомогательными устройствами электропривода, например механическим тормозом, а также обеспечить работу электропривода в замкнутом контуре регулирования технологических параметров;
стандартные устройства связи (последовательный интерфейс RS232 или RS485, Profibus, DeviceNet, ControlNet и др.), что позволяет строить сложные иерархические системы автоматического управления технологическим процессом.
Во-вторых, ТПН служат основой для расширения систем защиты и диагностики преобразователя, двигателя и технологического оборудования. Типовыми являются защиты с отключением и/или предупреждением, рассчитанные на следующие случаи: перегрев двигателя, перегрев преобразователя, перегрузка двигателя, заклинивание ротора, недогрузка двигателя, недопустимое превышение или снижение напряжения сети, недопустимый перекос фаз или отсутствие напряжения в одной из фаз и др.
В-третьих, ТПН выполняют широкий набор сервисных функций благодаря встроенному дисплею и клавиатуре, что существенно упрощает настройку электропривода под конкретное применение и делает более удобной его эксплуатацию. Обычно с помощью пульта управления можно ввести несколько десятков настроечных параметров и отображать в ходе эксплуатации токи и напряжения двигателя, потребляемую мощность, коэффициент мощности, температурное состояние двигателя, общее время работы и общее количество потребляемой энергии и т. д.
Таким образом, современное устройство мягкого пуска, являясь многофункциональным, позволяет не только решить проблему плавного регулируемого пуска и торможения, но и обеспечить необходимую автоматизацию технологических процессов, повысить безопасность и надежность работы технологического оборудования.
Приведенные особенности построения и функциональных возможностей полупроводниковых преобразователей и, в частности, преобразователей частоты для управления асинхронным двигателем характерны для преобразователей, предлагаемых на рынке отечественными и зарубежными изготовителями для создания частотно-регулируемых асинхронных электроприводов. Перед заказчиком, желающим внедрить на своих объектах системы энергосберегающего электропривода, стоит непростая задача правильного выбора изготовителя преобразовательной техники, средств управления и технологической автоматики.
При выборе следует, очевидно, руководствоваться следующими соображениями:
• известностью и традициями изготовителя на рынке преобразовательной техники и средств автоматизации;
• наличием в производственной программе изготовителя комплекса необходимого оборудования;
• надежностью оборудования;
• оптимальными показателями по соотношению «цена—качество»;
• предшествующим положительным опытом промышленного использования изделий того или иного изготовителя на аналогичных объектах;
• сроками гарантии;
• присутствием в регионе успешно функционирующих и соответствующим образом оснащенных сервисных центров по гарантийному и постгарантийному обслуживанию и техническому сопровождению продаваемого оборудования;
• возможностью обучения персонала работе с современной техникой;
• гарантированными сроками восстановления вышедшего из строя оборудования и т. д.
Немаловажным фактором, способствующим успешному внедрению регулируемого электропривода, является грамотный «инжиниринг», который должен выполняться только опытными специалистами и обеспечивать оптимальный выбор оборудования, высокое качество проектов и эффективную организацию работ по его внедрению.
Рассмотрим применение таких преобразователей и оценим их эффективность.