ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
Закон управления при постоянстве полного потокосцепления обмотки статора
Известно, что причиной уменьшения потока при законе пропорционального управлении является влияние активного сопротивления Rx обмотки статора [17, 53]. В этом случае большая масть напряжения на статоре падает на сопротивлении Rx, а меньшая часть приходится на намагничивающий контур (см. рис. 1.1). Для устранения влияния активного сопротивления статора на характеристики АД напряжение на статоре регулируется так, чтобы электродвижущая сила (ЭДС) ех = сом эквивалентной схемы замеще - н ия не зависела бы от нагрузки. При этом для сохранения максимального момента двигателя ех по мере снижения coj должна уменьшаться пропорционально. Таким образом, приходим к режиму, который характеризуется соотношением ех = кщ, где к — коэффициент пропорциональности между ех и со,. Этому условию соответствует режим работы двигателя при постоянстве полного потока, сцепленного с обмоткой статора. В частном случае к = е1ном/со1ном,
ЧТО соответствует режиму управления при постоянстве VJ/j = У іном - В режиме постоянства xj/i полностью компенсируется падение напряжения на активных сопротивлениях статора. Этим устраняется влияние активных сопротивлений на главный поток двигателя.
При пренебрежении эффектом насыщения магнитных цепей двигателя и вытеснения тока в роторе уравнения механической характеристики в режиме постоянства |/j приводятся к следующему виду:
(3.31) (3.32) |
(З = сої* — со*; Г _ біном ft
— w1hom к
Рном МР)
Описанная ранее процедура расчета механических характеристик двигателя в режиме пропорционального управления полностью применима для режима j/1% = const.
На рис. 3.9 приведены механические характеристики и характеристики напряжения статора АД типа 4А132М6 при = і/1ном* = 1- Расчеты выполнены при фиксированных частотах. В этом режиме напряжение на статоре регулируется так (см. рис. 3.9, б), чтобы падение напряжения на активных сопротивлениях обмотки статора полностью компенсировалось. Режим j/i* = |/іном* принципиально отличается от режима пропорционального управления тем, что в нем напряжение поставлено в зависимость не только от частоты coj», но и от нагрузки Л/,. С увеличением нагрузки напряжение увеличивается на столько, на сколько это необходимо, чтобы компенсировать напряжение, падающее на активном сопротивлении обмотки статора. В результате результирующий ток намагничивания и главное потокосцепление становятся независимыми от частоты и изменяются только при изменении момента нагрузки. Зависимости тока намагничивания и главного пото - косцепления АД от момента М* в режиме і|/і. = УіНОм* приведены на рис. 3.10.
Для линейной магнитной цепи двигателя ток намагничивания и главное потокосцепление могут быть рассчитаны по следующим формулам:
h* - |
Vo*- |
(3.33)
(3.34)
В этом режиме абсолютное скольжение рк и момент Мк, не зависят от частоты Wi* и будут иметь те же значения, что и при
а |
б |
а |
Рис. 3.9. Механические характеристики (а) и характеристики напряжения статора (б) АД типа 4А132М6 в режиме j/lt = |/іном, |
Рис. 3.10. Зависимости тока намагничивания (а) и главного потокосцепления (б) АД в режиме v|/j* = i|/lH0M, от момента М,
wl* = Wjhom = 1» если обеспечивается ПОСТОЯНСТВО Уі» = |/іном*> Т. е. обеспечивается то потокосцепление, которое имеет место при номинальном режиме работы двигателя.
Аналитические выражения абсолютного скольжения и электромагнитного момента в критической точке при линейной магнитной цепи АД и пренебрежении вытеснением тока в роторе имеют следующий вид:
о _ *0 Ха_____________
Рк_~ 2 Х„Х1а + Х0Х1а + Х1аХ2„'
М = ±5щои -------------------------------- ад»--------------------- )/?
Рном 2(Х0 + *,„)№*.« + Х0Х2г, + Х^ХіУ"
Момент двигателя в режиме короткого замыкания рассчитывается по формуле
А* _ + 51ном ________________ “1*___________ 2
Рном е2 + c2R? u>l
При |/i* = xj/іном* и M* = Мном, асинхронный двигатель работает при скольжении р = рном на всех частотах, хотя жесткость механической характеристики падает с увеличением момента. Однако при фиксированном значении момента уровень падения скорости для всех характеристик одинаков.
Уравнения электромеханических характеристик в режиме |/i = = const описываются следующими выражениями:
(3.35)
(3.36)
Подставив в формулу (3.35) со, = сої*, р = 0, найдем ток статора в режиме идеального холостого хода:
ном |
біном Vl*
є1ном *0 + а
Ток статора в режиме короткого замыкания получим из (3.35) при значениях со, = 0, р = сої*:
На рис. 3.11 приведены зависимости токов статора и ротора АД от момента М* в режиме у,. = |/іном*- Токи в обмотках статора и ротора не зависят от частоты и увеличиваются с увеличением момента нагрузки, что сказывается на характере изменения суммарных потерь в двигателе и его КПД. В связи с этим при любом фиксированном моменте нагрузки за счет потерь в стали и механических потерь суммарные потери в двигателе с уменьшением частоты будут уменьшаться. Вместе с тем на рис. 3.12 видно, что с увеличением момента потери в двигателе мало зависят от его частоты за счет преобладающего влияния потерь в меди обмоток статора и ротора.
Энергетические характеристики суммарных потерь и КПД АД в режиме |/!, = xj/jhom* приведены на рис. 3.12. Сравнение режимов пропорционального управления и постоянства потокосцепления обмотки статора по энергетическим показателям показывает существенное преимущество последнего при низких частотах и изменении нагрузки двигателя в широких пределах. Суммарные потери АД в режиме |/j* = xj/іном* меньше, а КПД выше.
а |
а |
Рис. 3.11. Зависимость токов статора (а) и ротора (б) АД от момента М, в режиме |/1» = |/ін0М, |
Рис. 3.12. Энергетические характеристики суммарных потерь (а) и КПД (б) АД в режиме |/х* = ц/іном* |
1 и о |
|
= 0 > 2 5 — i o)j*=0,5 1 1 1 |
Ш 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
1 1 1 1 1 1 |
Лэп 0,8 0,6 0,4 0,2 0 |
Энергетические характеристики суммарных потерь и КПД системы ПЧ—АД в режиме j/j* = і|/1ном* представлены на рис. 3.13. Потери в системе монотонно возрастают с увеличением момента и, как видно на рис. 3.13, зависят от частоты. Общий характер поведения потерь при фиксированном значении момента и изменении скорости двигателя сохраняется, т. е. уменьшение частоты приводит к уменьшению потерь в системе ПЧ—АД. В целом коэффициент полезного действия электропривода в режиме Vi* = Vihom* больше по сравнению с режимом пропорционального управления.
М. |
Рис. 3.13. Энергетические характеристики суммарных потерь (а) и КПД (б) системы ПЧ—АД в режиме у,. = |/1ном.
При учете насыщения расчет характеристик в режиме j/j = const сводится к решению итерационным методом следующих нелинейных уравнений:
5іном80 (Р)V?* ~ SohonA (Р)Vi), = 0; (3-37)
р = со!* — со*; (3.38)
*о = *„НОм^; (3.39)
*0*
/0* = І0* (¥<>•)• (3-4°)
Для применения итерационной формулы метода касательных уравнение (3.37) приводится к виду
/(Vo.) = 5іном50 (P)vf. -50ном5і (P)Vo*.
Тогда описанная ранее процедура алгоритма решения нелинейных уравнений (3.27)... (3.30) сохраняется и для данного случая.
Расчет механической характеристики при \fx = const ведется в следующей последовательности. При ц/j* = const фиксируется значение частоты о)!*. Последовательно для каждого со* из заданного диапазона значений [co*min, co*max] решается система уравнений
(3.37) ...(3.40). В качестве варьируемой переменной используется главное потокосцепление |/0*. Искомым решением является |/0* для заданных coj* и со*. Зная со1#, р и |/0., определим электромагнитный момент М.:
(3.41)
Рном
В результате совместного решения уравнений (3.37)... (3.41), находим зависимость скорости со* от электромагнитного момента М* двигателя при фиксированной частоте со,*.
Для расчета рабочих характеристик вначале определяется потокосцепление ротора:
,.,2 _ доном 2
Затем по формулам
(ш.,Р) _?l(P)w2. ,2 _ ^2 (Р) 2
и* — „ т2*’ Н* ~ Ї2*> l2* ~ Y2*
Ъ1ном ^1ном ^2ном
рассчитываются напряжение щ*, ток статора /,*, ток ротора /2* и другие характеристики двигателя.
Анализ характеристик АД в режиме )/і* = у і ном* показывает, что при всех частотах двигатель работает в условиях, наиболее близких к условиям его работы при номинальной частоте, а его скольжение рк и момент Мк* с линейной характеристикой намагничивания постоянны и зависят лишь от его параметров.
Осуществление закона управления при постоянстве потоко - сцепления статора сложнее, так как напряжение на статоре в этом случае должно изменяться в функции частоты Ші* и нагрузки А/*. Реализовать такой закон управления в параметрической форме не представляется возможным. На практике режим j/j = const обеспечивается регулированием непосредственно |/j либо еь для чего в системах автоматического управления предусматриваются соответствующие датчики или вычислители.