ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
АСИНХРОННЫЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ С РЕОСТАТНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ
Реостатное регулирование может быть использовано только для асинхронных двигателей с фазовым ротором, когда в процессе управления изменяется значение добавочного R2r0б и полного R2Z сопротивлений в роторных цепях. Схемы силовых цепей асинхронных электроприводов с реостатным регулированием при ступенчатом и плавном изменении /?2доб показаны на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Схемы силовых цепей асинхронных электроприводов с реостатным регулированием: а — при ступенчатом изменении Я2а, ф, б — при плавном изменении R2доб
На рис. 2.1, а приведена схема реостатного регулирования со ступенчатым изменением значения добавочного сопротивления в роторе, т. е. когда при размыкании (замыкании) контактов Kl, К2, КЗ в роторную цепь вводятся или выводятся ступени сопротивления. В этой схеме асинхронный двигатель может работать как на естественной характеристике (при закороченном роторе), так и на одной из трех регулировочных характеристик, когда в роторные цепи включены сопротивления R2добЗ, ^2добЗ + Я2доб2, ^2добЗ + ^2доб2 +
^2доб1‘
В схеме, показанной на рис. 2.1, б, изменение добавочного сопротивления в роторных цепях осуществляется плавно, так как на стороне выпрямленного тока неуправляемого трехфазного выпрямителя, подключенного к контактным кольцам ротора, включено неизменяемое добавочное сопротивление Лдоб, которое периодически шунтируется силовым полупроводниковым ключом К на тиристорах или транзисторах, выполняющим роль широтноимпульсного преобразователя (ШИП) [27, 54]. Частота коммутации ШИП (/к) не связана с частотой питающей сети и в рассматриваемой схеме особенно при применении транзисторов достигает 400...600 Гц.
Изменение значения добавочного сопротивления в роторных цепях обеспечивается изменением относительного времени у = tp/TK проводящего состояния ключа К при неизменной частоте коммутации (здесь tp — время проводящего состояния ключа К; Тк = 1//к — период коммутации ШИП).
Эквивалентное добавочное сопротивление в цепи выпрямленного тока Ддоб. э = Лдоб(1 “Y)> т-е- изменяется от 0 (при у = 1) до Лдоб (при у = 0).
Значение Лдоб. э с учетом особенностей работы вентилей мостового выпрямителя можно привести к цепи трехфазного переменного тока и получить схему, эквивалентную показанной на рис. 2.1, а. В обоих случаях необходимо знать значение суммарного роторного сопротивления, приведенного к контуру статора и определяемого по формуле
R'll.~ R'l + ^2доб = ^е(^2 + ^2доб)>
где R 2, R 2Доб — приведенные к цепи статора соответственно сопротивление ротора двигателя и добавочное сопротивление; ке — коэффициент трансформации ЭДС асинхронного двигателя.
Для удобства введем безразмерный коэффициент г = R 2 JR 2 = — (І? 2 + 2доб)/R!• Тогда в схему замещения (см. рис. 1.2) вместо R2 нужно подставить значение R'2r. Очевидно, для короткозамкнутых асинхронных двигателей и двигателей с закороченным фазным ротором г = 1, если в ротор введено добавочное сопротивление, то г > 1.
Потери в меди статора и ротора асинхронного двигателя при работе в установившемся режиме можно определить из следующих выражений:
4fl„=Af|M.„oA2i [А + (-А)М}];
.НОМ кгтм1.
АР1с = АР1с. яш[В + Ц-В)М}];
где АРім, ДР2м — соответственно потери в меди статора, ротора; АР]с — потери в стали статора; AР2м1 — полные потери в роторной цепи при включении добавочного сопротивления; АР1м ном — номинальные потери в меди статора, APjM. H0M = 3/]ном/?! (/ 1ном — номинальный ток статора); A. P2m. hom — номинальные потери в меди ротора, АР2м. ном = 3/'2ном^2 = Комином (1'2ном “ ПрИВЄДЄННЬІЙ НО- минальный ток ротора; Мном — номинальный момент двигателя; SH0M — скольжение двигателя; АР1с ном — номинальные потери в стали статора); М, = М/Мном — относительное значение момента двигателя; А и В — конструктивные коэффициенты двигателя.
Приближенно значение АР1с ном может быть определено из выражения АР1с ном = О^АРдв, где ДРдв — суммарная мощность потерь в двигателе при номинальном режиме, АРт = Рном(/гном - 1)> гДе Дом — номинальная мощность двигателя; г|ном — номинальный КПД.
Значение коэффициента А определяется из следующего выражения [6]:
л [>&/№'+ - W [Rkl(X'2 + X0jf +Slou
При практических расчетах можно принимать А примерно равным квадрату относительного значения тока намагничивания /0 при U = Uxном, т. е. А = (/0//іном)2 = НЛ9]- В этом случае ошибка в расчетах особенно для асинхронных двигателей общепромышленных серий не превышает 10... 12 %.
Значение коэффициента В приближается к единице. Его можно принимать равным 0,96...0,98 для двигателей единой серии, 0,94...0,97 — для двигателей краново-металлургических серий.
Как видно из (2.10) потери в стали при регулировании добавочных сопротивлений в роторе, когда к статорным цепям приложено номинальное напряжение сети, изменяются незначительно, поэтому при расчетах можно принимать ДР1с = const = = ДЛс. иом* В [14] рекомендуется принимать к2х = к2п2 = 1,1, если по обмоткам статора и ротора протекает несинусоидальный ток и присутствуют высшие гармоники (например, при работе схемы, показанной на рис. 2.1, б) при питании синусоидальным током (см. рис. 2.1, а) и при оценочных расчетах можно считать, что кпХ — кп 2 — 1.
Отметим, что при реостатном управлении потери в меди статора и ротора асинхронного двигателя (2.10) не зависят от скольжения двигателя, а определяются только моментом двигателя, следовательно, во всем диапазоне скоростей допустимый по нагреву момент равен номинальному моменту двигателя, если не учитывать ухудшения теплоотдачи самовентилируемых двигателей.
Коэффициент полезного действия двигателя без учета потерь в стали ротора, механических и дополнительных потерь, которые не оказывают существенного влияния на значение ті в рассматриваемом случае, определяется из следующего выражения:
р
1 мех
л =
л
Мдо -,(2.11)
Мса + кп2Мс{щ со) + АРХм, НОм^П1 ^А + (1 А^ Мс* J + АРХі где Mc* — относительное значение статического момента, Мс* =
~ Мс/Мном-
Как видно из выражения (2.11), ц зависит от скорости двигателя и в какой-то мере от развиваемого двигателем момента. На рис. 2.2 приведены зависимости КПД от скорости двигателя
Рис. 2.2. Зависимости КПД от скорости двигателя ті = /(со) для двигателя MTF111-6 при реостатном управлении: 1 — при М = Мном; 2 — при М = 0,5Мном |
Л = /(со) при М - Мном и М= 0,5Мном для двигателя типа MTF111-6, у которого Рном = 3,5 кВт. При расчетах принято, что кп = кп2= 1.
Если считать, что при реостатном управлении асинхронный двигатель питается синусоидальным напряжением, значение costp можно определить с использованием схемы замещения (см. рис. 1.2) [6]. В этом случае
coscp = — = =, (2.12)
где
Кэ - R +~ s Хо хэ=х1+ — |
R'2r2
о |
^ + ХаХ'2(Х'г + Х (X{ + X0f+^-
На рис 2.3 показана зависимость cos ф = f(s) для двигателя MTF111-6 при разных значениях добавочного сопротивления в роторе.
Располагая выражениями для составляющих потерь при реостатном управлении (2.10), можно подсчитать энергию потерь при работе на установившейся скорости в статическом режиме:
A Wy= tykl {[А + (1 - A) Ml ] АР1м. ном + Мс (со0 - со)}+/уАР1с. Н0М, (2.13)
где /у — время работы на установившейся скорости; к2 = кх = = kl2=,.
COS ф |
0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 J |
Рис. 2.3. Зависимости cos ф = f(s) для двигателя MTF111-6: 1 — при г = 1; 2 — при г = 10; 3 — при г = 20 |
0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 ОД |
Уравнение (2.13) справедливо для любого значения пониженной скорости электропривода, включая его работу с отрицательной скоростью, какой можно считать опускание груза в режиме противовключения при активном статическом моменте. В этом случае в уравнение (2.13) необходимо подставить значение о с отрицательным знаком. При активном моменте статической нагрузки регулирование пониженной скорости в четвертом квадранте (опускание груза) по условиям нагревания двигателя целесообразно осуществлять в режиме торможения противовключением, а не в режиме динамического торможения [10].
Энергия, потребляемая от сети при работе на установившейся скорости, включая полезную работу, совершаемую производственным механизмом WMex, определяется по формуле
W =W + AW =
¥Г у гг мех “ гг у
- /у |Мссо0 + Д/т. жж&п + (1- +ДЛс. ном}- (2.14)
Переходные процессы в электроприводе с реостатным управлением (пуск, торможение, изменение скорости и т. д.), происходящие при относительно больших добавочных сопротивлениях в роторных цепях и, следовательно, при больших коэффициентах затухания, можно при инженерных расчетах анализировать по статическим зависимостям. Принимая Мс = const и считая, что при пуске или торможении электропривода обеспечивается равномерно ускоренное или равномерно замедленное движение, что соответствует реальным условиям, особенно при использовании замкнутых по скорости систем автоматического регулирования (САУ), получим
(2.15) |
Іудині = /є = const;
Є — Л/д nn/j,
где Мтн — динамический момент электропривода; /— суммарный момент инерции электропривода, /= /яв + /мех; 8 — модуль ускорения при пуске (ап) или замедления при торможении (ЬТ), е = | ап | = = | Ьт | = const.
Тогда время разгона при пуске /п или торможении /т будет изменяться ОТ нуля ДО скорости С0у ИЛИ ОТ скорости СОу до нуля:
СОу J СОу. _ i.
tn =tT =/п. п = — = TTJL> (2-16)
£ -^дин
где /п п — время переходного процесса.
Выражения для расчета потерь энергии в меди статора AJViM, в меди ротора ДЖ2м; в стали статора AJVlc и полных потерь в меди роторных цепей ДЖ2мї при пускотормозных режимах, протекающих в двигательном режиме работы асинхронной машины, при Мс = const приобретают следующий вид:
А - А/31м
.ном^п. п
— АДм. ном^П. П^П-^* 5
п. п |
Д)Г1с =Д/,1С. Н0М^П. П; (2Л7)
®оАі. п
где М* — относительный момент, развиваемый двигателем в переходных режимах, М* = М/Мном = const.
Суммарная энергия потерь в переходном процессе Д Wnjl - AWUi + + AJVlc + ДЖ2мІ.
Значение М определяется следующим образом:
1) при разгоне электропривода, когда реактивный статический момент Мс противоположен направлению вращения, М= Мшн +
2) при разгоне электропривода, когда активный статический момент Мс совпадает с направлением вращения и | Мтн | > МС |, М= I -^дин | — I Мс | ,
3) при торможении электропривода, когда статический реактивный момент МС > |Л/ди„|, М= МС - |МДИН|.
Если пускотормозные режимы протекают в режиме торможения противовключением, то для определения энергии потерь также используется группа выражений (2.17), изменяются лишь условия для отыскания момента двигателя в тормозном режиме.
В этом случае значение тормозного момента двигателя определяется следующим образом:
1) при торможении электропривода Мс — реактивный и |МДИН|< <МС|, тогда М = |МДИН| - МС|;
2) при торможении электропривода Мс — активный и тогда Мтн + |МС|;
3) при разгоне электропривода Мс — активный и | Мдин| >МС, тогда М = ІМтн I - МС I.
Энергия, потребляемая асинхронным двигателем в пускотормозных режимах в случае пренебрежения потерями в цепи ротора от высших гармоник тока, определяется по формуле
К. п = ^п{Мщ +А/>1м. ном^п + А)М} ]+АЛс. ном}- (2.18)
В формуле (2.18) момент двигателя определяется в соответствии с ранее сформулированными условиями.
Таким образом, приведенные выражения позволяют определить энергетические показатели асинхронного двигателя при реостатном управлении, рассчитать потери энергии в установившихся (2.10) и переходных (2.17) режимах и, следовательно, сопоставить энергопотребление при использовании различных способов управления асинхронным двигателем, что позволяет выбрать систему регулирования, обеспечивающую минимальное энергопотребление и экономию электроэнергии.