Торговля стандартизированными товарами
Хотя без торговли первичными продуктами невозможно функционирование мировой торговли, существует ряд проблем, которые необходимо решить, для того чтобы эта система могла эффективно работать. Мы обсудим четыре важнейшие проблемы. Во-первых, заметный спад торговли развивающихся стран оказывает негативное влияние на международную товарную политику. Во-вторых, экономика развивающихся стран в высокой степени зависит от продажи сырья. Это означает, что падение цен в значительной мере затрагивает эти страны, они более уязвимы, поскольку их экспорт в основном состоит из сырья. Например, в 1987 г. 90% дохода двенадцати развивающихся стран зависело от одного вида сырья и свыше 50% экспортных доходов в 23 развивающихся странах было получено от продажи неочищенной нефти или нефтепродуктов. Для сравнения, только в одной развитой стране (Исландии) экспортные доходы более чем на 50% зависели от одного товара (рыбы). Еще одна проблема состоит в том, что для экономики развивающихся стран затруднена промышленная обработка сырья. Поэтому стабилизация цен стала неизменной целью международных органов регулирования торговли стандартизированными товарами. Четвертая проблема состоит в том, что при отсутствии тщательного планирования и контроля предложение некоторых видов сырья может быть исчерпано.
Для решения некоторых из этих проблем были созданы международные органы регулирования торговли стандартизированными товарами. Таким образом, над торговлей большинством товаров осуществляется какой-либо контроль. Существуют два основных типа регулирования торговли. Первый — это международные торговые соглашения между правительствами и организациями производителей. Наиболее отчетливо выражены подобные соглашения в отношении олова, пшеницы, сахара, каучука, кофе, какао и чая. Главная цель международных торговых соглашений состоит в том, чтобы уравновесить спрос и предложение, результатом чего должно стать увеличение экспортных заработков производителя. Наиболее часто встречающимся механизмом регулирования является какая-либо форма количественных ограничений экспорта, применяемая совместно с либо международным, либо национальным контролем за состоянием товарных запасов (Gordon-Ashworth, 1984). Второй тип — это международные картели, которые определяются как соглашения между производителями или торговцами, заключенные в целях контроля над производством и распределением для получения взаимной выгоды. Наиболее яркие примеры подобных картелей — это соглашения, заключенные производителями неочищенной нефти (ОПЕК — Организация стран-экспортеров нефти), меди, ртути, боксита, урана и железной руды. Они различались по силе влияния в разные годы, и в последнее время наметилась их растущая дезинтеграция.
Эти органы регулирования, пусть и имеющие свои преимущества, все же вызывают некоторые споры. Сельскохозяйственная протекционистская политика, особенно в Европе, создает проблемы для других иностранных экспортеров. Общая сельскохозяйственная политика (ОСП) ЕС является значительным барьером, в то время как ЕС является крупнейшим мировым рынком сельскохозяйственной продукции. Эта политика исключает конкуренцию со стороны более дешевых производителей. ЕС также создает нестабильность на мировом рынке, субсидируя экспорт излишков продуктов по демпинговым ценам и регулируя налоги на импортируемую продукцию за счет снижения различных таможенных пошлин. Например, налоги растут, когда мировые цены падают, таким образом спрос ограничивается, в то время как мировое предложение избыточно. В результате такой протекционистской политики страдают и сами развитые страны (из-за более высоких потребительских цен), и развивающиеся страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции. Цель политики тарифной эскалации состоит в том, чтобы помешать производителям попытаться дифференцировать свой продукт или увеличить его стоимость, и поэтому продукт остается в категории стандартизированных товаров. В соответствии с такой политикой тариф увеличивается пропорционально степени обработки продукта. То есть тариф увеличивается вместе с увеличением добавленной стоимости, в результате на продукты обработки устанавливаются исключительно высокие пошлины. Это не дает странам-экспортерам возможности существенно увеличить свой доход путем добавления стоимости даже при наличии определенных сравнительных преимуществ при выращивании и обработке.
Производители сырья в развивающихся странах сталкиваются с серьезными проблемами потому, что они не обладают достаточной рыночной властью по сравнению с гигантскими транснациональными корпорациями, им трудно увеличить свою долю в конечной цене. Для преодоления этой проблемы есть две альтернативные стратегии. Первая состоит в том, чтобы вместо сосредоточения на торговле направить больше усилий на маркетинг. Это потребует от производителей активизировать свою деятельность в области маркетинга, чтобы увеличить число покупателей или стимулировать конкуренцию между ними. Вторая стратегия состоит в том, чтобы попытаться уменьшить ценовую эластичность предложения. Этого можно достигнуть путем организации единого управления по сбыту каждого стандартизированного товара в каждой стране, и это будет означать монополию производителей в целях уравновешивания влияния транснациональных корпораций. Однако способность увеличивать цену все еще ограничена во многих странах из-за их относительно слабой позиции на рынке. Их сила в конечном итоге зависит от их способности продавать товар непосредственно конечному потребителю. Положение производителей в развивающихся странах в отношении переработки и сбыта продукции очень невыгодно по сравнению с глобальными корпорациями, поскольку эти организации обладают определенными монополистическими преимуществами. Для развивающихся стран это усложняет выработку своих собственных эффективных стратегий сбыта. Основная проблема, стоящая перед развивающимися странами, состоит в том, что они имеют ограниченный доступ к соответствующей рыночной информации, у них отсутствует дешевый транспорт и перед ними воздвигают барьеры внутрифирменные соглашения глобальных корпораций.
Некоторые всемирные организации пытались помочь развивающимся странам в торговле. Например, в рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) была создана Интегрированная программа (IPC), задачей которой является «установление в контексте IPC модели международного сотрудничества в области маркетинга и распределения экспортируемых товаров развивающимися странами с целью повышения их экспортных доходов». Однако всего несколько ассоциаций производителей было создано, и их успех был ограничен. Результатом их работы стало улучшение обмена информацией, гармонизация маркетинговой политики и организация совместного сбыта, но никому не удалось повысить цены.