Полностью интегрированная забота о потребителе
Целостным ответом на вопрос об эффективной заботе о потребителе является полностью интегрированный пакет мероприятий и функций по принятию решений. Это означает акцентирование внимания на ключевых факторах и объединение их вместе в некий интегрированный пакет. Рассмотренные в данной статье ключевые аспекты заботы о потребителе можно обобщить следующим образом:
1. Подробное рассмотрение всех функциональных маркетинговых переменных — параметров, относящихся к товару или услуге, рекламе, стимулированию, личным продажам, доставке, обработке заказов.
2. Идентификация и приумножение ключевых аспектов маркетинговой компетентности, а также сетей личных контактов — концентрация на знаниях, коммуникациях, опыте и суждении; становление и развитие личных контактов во всех видах деятельности, направленных на заботу о потребителе.
3. Постоянное и сбалансированное проведение ключевых мероприятий по заботе о потребителе, рассмотрение их в целостной системе мероприятий по заботе о потребителе (показано на рис. 1).
4. Последовательный и сбалансированный взгляд на взаимодействие компании и потребителя — постижение всех аспектов взаимоотношений между потребителями и компанией, особенно в отношении прямых инструментальных и косвенных психологических параметров.
Путем объединения всех этих четырех факторов в рамках ясных и четких целей и политики, разработанных для проявления заботы о потребителе, организация должна организовать эту деятельность так, чтобы она оказывала длительный эффект на потребителей и обеспечивала максимальное их удовлетворение.
В данной статье предпринята попытка описания важнейших аспектов удовлетворения потребителей и проявления заботы о них. Эти аспекты рассматривались с позиции организаций, обеспечивающих заботу о потребителе, а также с позиции взаимодействия между компаниями и их клиентами. Существует также еще несколько не обсужденных здесь важных проблем, которые по-особому влияют на заботу о потребителе. Самыми значительными являются удовлетворение клиента с точки зрения его роли потребителя и роли покупателя, социологические и психологические аспекты маркетинга, маркетинг отношений и сетевой маркетинг, общая маркетинговая среда. Все эти аспекты освещаются на страницах данного издания и должны приниматься в расчет при прочтении и понимании данной статьи (см.: ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ; АНАЛИЗ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ; ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА; ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СЕТИ; СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА).
Данная статья сосредоточена на ключевых проблемах заботы о потребителе и призвана помочь читателю оценить и понять масштаб мероприятий в этой сфере, ее значимость и растущее влияние на современный маркетинг. По мере роста потребительских ожиданий должны быть расширены процессы удовлетворения потребителя и заботы о нем, соответствующие данным ожиданиям. Все чаще компании признают значимость этой деятельности и вкладывают немалые средства в многочисленные мероприятия по удовлетворению потребителей и проявлению заботы о них. Такие мероприятия требуют дополнительно хорошо обученного персонала, единственной целью которого должен быть сам покупатель и обеспечение его удовлетворения. Поэтому можно ожидать, что предъявляемые к служащим требования будут сосредоточены вокруг процессов удовлетворения потребителя и проявления заботы о них.
David Carson University of Ulster at Jordanstown