Масштаб заботы о потребителе
Каковы основные параметры заботы о потребителе? Действительно, каков же масштаб действий по удовлетворению потребностей потребителя? И. Частон (Chas - ton, 1990) выделяет следующие параметры данной сферы деятельности:
1. Уровень знаний о продукте и индивидуальные навыки персонала, который общается с покупателями.
2. Тип обслуживания, требующийся потребителю, и восприятие им того, как оправдывает организация его ожидания относительно качества товара.
3. Организационная структура компании, определяющая эффективность предоставления услуг (товаров) на всех стадиях, от момента первоначального контакта до послепродажной оценки покупателем предоставленной услуги (товара).
Удовлетворение потребителя и забота о нем несоизмеримо расширяют все аспекты маркетинга, будь то работа на потребительском или промышленном рынке, в рамках одной отрасли или нескольких отраслей. Однако именно на рынке услуг львиная доля внимания уделяется удовлетворению потребителя и заботе о нем. Как правило, такое внимание связано с восприятием услуги как товара, а также с развитием понятия «пакет услуг» и услуги как «добавленной ценности». Данные вопросы будут обсуждаться ниже.
Многие авторы предложили разнообразные трактовки термина «забота о потребителе». Одно из наиболее распространенных и всеобъемлющих определений было предложено Д. Клаттербуком (Clutterbuck, 1988): «Забота о потребителе — это фундаментальный подход к стандартам качества обслуживания. Она охватывает каждый аспект деятельности компании, начиная с разработки дизайна товара или услуги и заканчивая их упаковкой, доставкой и обслуживанием». Данное определение подчеркивает важность внимания, уделяемого каждому элементу процесса обмена, от дизайна и производства до доставки и предоставления сопутствующих услуг. Действительно, М. Кристофер (Christopher, 1986) в ходе обсуждения логистического процесса и маркетинга в целом утверждал, что:
Обслуживание потребителя — это нить, которая связывает логистику и маркетинговый процесс в целое, потому что в итоге результатом работы логистической системы является обслуживание потребителя. Квалификационный уровень выражается в том, чтобы руководить двумя сферами — маркетингом и логистикой — таким образом, чтобы максимально увеличить добавленную ценность через обслуживание потребителей, одновременно стремясь к достижению конкурентных преимуществ в затратах.
В сущности, как заявляют Т. Питерс и Н. Остин (Peters and Austin, 1985), забота о потребителе «все сводит к тому, чтобы предоставлять ощутимое, высокоценное и постоянное обслуживание и качество потребителю».
Такие высказывания помогают оценить «концепцию» заботы о потребителе, но каковы же действительные масштабы данной деятельности? Как отдельными авторами, так и целыми компаниями применялись многие термины, чтобы обозначить заботу о потребителе, например обслуживание потребителей, качество товаров, качество обслуживания и послепродажное обслуживание. Данные термины отражают разное значение, придаваемое термину «забота о потребителе» в разных компаниях и ситуациях. Чтобы прояснить данные значения с целью их обсуждения, а также сформулировать окончательное определение заботы о потребителе как всеобъемлющего термина, приводится объяснение этих четырех аспектов:
1. Обслуживание потребителя. Как правило, подразумевает консультирование и предоставление потребителям информации, касающейся технических описаний товара или услуги, а также послепродажных услуг и процедур. Чтобы выделить значимость пункта, М. Кристофер пишет, что «в целом забота о потребителе определяется как взаимодействие всех тех факторов, которые влияют на процессы создания товаров и обслуживания, доступных покупателю» (Christopher, 1986).
2. Качество товара. Связано со стандартами и измерением показателей, чтобы убедиться в соответствии товара спецификациям, а следовательно, подтвердить, что товар пригоден к применению по назначению и безопасному использованию.
■ 3. Качество услуг. Связано с пониманием взаимоотношений и связей компа
нии и потребителя, с ориентацией на опыт покупателя во время заключения сделки.
4. Послепродажное обслуживание. Связано с характером послепродажного отклика и рекламациями, а также с ремонтом и техническим обслуживанием.
Все эти аспекты образуют часть общего комплекса деятельности по заботе о потребителе, осуществляемого посредством предоставления помощи, проявления доброжелательности, заботы и подбадривания. Цель состоит в том, чтобы постоянно удовлетворять требования потребителя и соответствовать его ожиданиям. В данном контексте «забота» связана со всеми аспектами маркетинга.
Забота о потребителе может включать все, что организация делает для и от лица своих клиентов. Какую форму это принимает, зависит от множества факторов, например от сущности товара или услуги, отрасли промышленности, уровня и характера конкуренции и ожиданий потребителей. Следовательно, забота о потребителе может проявляться где-нибудь в целом ряду общих параметров. Для удовлетворения потребителей может оказаться достаточным минимальное количество аспектов обслуживания, или, наоборот, может потребоваться максимальная забота, чтобы достигнуть конкурентоспособности. Забота о потребителе может считаться плохой, но дифференциация товаров способна с лихвой это компенсировать. С другой стороны, неотъемлемым требованием для некоторых продуктов или услуг может стать повышенная забота. Равно как элементарная форма заботы может стать всем, что необходимо в некоторых ситуациях, великолепная забота может быть представлена в качестве существенного рыночного отличия. Каким бы ни был масштаб и природа заботы о потребителе, две вещи остаются постоянными: они определяются руководством и оцениваются покупателями или потребителями с точки зрения соответствия их ожиданиям.