Текущие вопросы и потенциал развития выставочной деятельности
Наиболее проблематичные вопросы развития выставочной деятельности как важного элемента маркетинговой стратегии касаются сложности оценки выставок. Это обусловлено технологическими изменениями и глобализацией выставочной деятельности, а также возрастающей потребностью в информации о мире выставок.
В то время как большое значение придается экономической выгоде от выставок и пользе в области маркетинговых коммуникаций, перед специалистами, менеджерами и исследователями стоит очень важный вопрос. Этот вопрос касается метода оценки эффективности проведения выставки. В свете того, что возрастают затраты на участие в выставках, важным стал вопрос о получаемой прибыли. В понятие эффективности обычно включают такие составляющие, как количество предложений/установленные контакты, затраты на одно предложение/контакт, количество распространенной литературы и объемы продаж. Подобный подход показывает, что большинство менеджеров рассматривают торговые выставки только как средство для увеличения собственно продаж во время показа (Вопота, 1983). При оценке выставок нужно также учитывать их роль в установлении отношений и маркетинговых исследованиях.
Влияние технологических изменений
Высокие технологии, такие как видео и компьютеры, делают, в определенной степени, презентации и демонстрации продукта на выставке более затратными. Над этими вопросами необходимо задуматься, так как использование на выставках достижений информационной индустрии невозможно без этих технологий. Вот, к примеру, какие вопросы могут возникнуть:
1. Что предпочтительнее: участвовать в выставках или использовать другие коммуникационные средства?
2. Как будут использоваться выставки (оформление боксов, активность в ходе выставки и т. д.) в ответ на развитие таких технологий, как телекоммуникация, роботы и виртуальная реальность?
Результаты проведенных А. Конопаки (Konopacki, 1996) исследований активности посетителей и участников американских выставок показали, что использование современных коммуникационных технологий не сделает выставки более удобным инструментом маркетинга. В то же время будет возрастать значение выставок как места для личных встреч. А. Конопаки полагает, что выставки с точки зрения маркетинга — лучшая возможность для проведения консультаций и переговоров, так же как и для презентаций новых товаров и услуг.
Использование факсов, электронной почты и Интернета позволит посетителям ознакомиться с новыми достижениями. На выставке CeBIT в целях увеличения охвата аудитории начали использовать видеопоказы через спутник на Северную Америку и Австралию. Видеотехнологии используются также для показа выставок потенциальным зарубежным участникам (Bovet, 1995).