Мотивация торгового персонала
Техника исполнения и способности у каждого продавца могут быть разные, но на протяжении длительного времени ключевым фактором в исполнении функции продаж остается мотивация. Проблема мотивации состоит в том, как заставить продавцов, которые работают самостоятельно, вдали от головного офиса, во враждебной среде, географически удаленной местности, за сравнительно умеренную зарплату делать свою работу хорошо и так, как хочет руководство. Мотивация определяет объем усилий, которые затрачивает продавец на каждый вид деятельности или задач, связанных с его работой. Торговый персонал реагирует на стимулирование, и менеджеры по продажам могут влиять на этот процесс. Предлагаются разные теории мотивации, относящиеся к проблемам продавцов: теория иерархии потребностей А. Г. Маслоу (Maslow. 1970), теория мотивации Ф. Герц - берга (Herzberg, 1966), теория ожиданий В. Врума ( Vroom, 1964). Объем статьи не позволяет осветить этот вопрос широко, но заинтересованному читателю рекомендуется обратиться к указанным литературным источникам (см., в частности: Churchill et al., 1996).
Мотивация продавцов — нелегкий и неоднозначный вопрос, но, несомненно, она имеет огромное значение для исполнения работы по продажам. Отчасти сложность данной проблемы состоит в многообразии факторов, которые влияют на исполнение, например способности, осознание своей роли и компоненты самой мотивации. Проблема осложняется индивидуальностью работы продавца, так как сущность задачи, индивидуальное восприятие каждого элемента и реакция перспективного покупателя на акции по стимулированию — различны. Проблемы каждой конкретной отрасли, тип продаж и характеристики индивидуума — все это мешает найти универсальные решения и сформулировать универсальные проблемы. Чтобы выдать готовое решение руководству, требуется рассмотреть ряд факторов влияния, которые потом можно подстроить под конкретные условия:
1. Сама работа. Если продавец не находит работу сложной или интересной, то обязательно возникает вопрос о мотивации. Правда, по сравнению с другими видами работ эта проблема будет не так остра для торгового персонала, как, например, для монтажника. Менеджеры по продажам должны помнить, что чрезмерная рутина, упрощение работы или слишком жесткая дисциплина не мотивируют работников. Отчасти привлекательность данной работы состоит в свободе действий, которая допускается. Этот независимый фактор пересекается с разнообразием задач и восприятием их значимости.
2. Точность исполнения и обратная связь. Эта проблема уже распознана и состоит в том, что постановка задач продаж и торговых усилий оказывает скорее косвенное, чем прямое влияние на исполнение продаж. Продажи посредникам очень подвержены данной проблеме. В других случаях организационная сложность или дублирование усилий могут помешать хорошему исполнению процесса продаж. Тем не менее точная и своевременная обратная связь для продавцов оказывает позитивный эффект на исполнение работы и получение удовлетворения от нее.
3. Мотивированные исполнители. Продавцы, которые имеют желание достичь высоких результатов, будут работать намного лучше. Мотивация может быть выражена как функция экономических потребностей продавца, социальных потребностей или необходимости в самореализации.
4. Вовлеченность. Отдача и участие продавца будет больше, если он вовлечен в процесс принятия решений.
5. Исполнение роли части компании. Так же как и с участием, отдача продавцов возрастает, когда они вносят вклад в деятельность компании, коллег или супервизоров. Это представление простирается на все реализуемые товары, а усилия, затрачиваемые на продажу, будут способствовать процветанию компании и благосостоянию других служащих.
6. Мораль. На мотивацию оказывает влияние мораль. Мораль сложно определить, но зто комплекс человеческих чувств, которые испытывают по отношению к работе, зарплате, другим служащим, условиям работы, конкурентам и другим факторам. Высокая мораль сама по себе недостаточна для мотивации, но низкая мораль может оказаться демотивирующим фактором.
7. Дисциплина. Мнения по поводу жесткости и типа дисциплины различаются, но данный фактор все же должен быть рассмотрен. Слишком жесткая дисциплина может разочаровать людей, но слабая или плохая дисциплина может привести к анархии. Должен быть установлен кодекс непозволительных действий (например нечестность), сфер, требующих улучшения (например запоздалые отчеты, плохой внешний вид), и степеней свободы (модели установления контактов). Как правило, санкции являются плохими мотивирующими рычагами.
8. Материальное вознаграждение. Вознаграждение — это самое важное из поощрений, используемое при мотивации продавцов. Применение различающихся схем оплаты в одинаковых сферах производства и торговых ситуациях означает, что руководство не понимает влияния вознаграждающих выплат на мотивацию своих служащих.
9. Квалифицированное управление. Хотя сложная концепция практики управления с трудом поддается точному измерению, необходимому для того, чтобы принять решение по поводу мотивации продаж и надлежащего уровня исполнения, все же нужно признать, что она оказывает комплексный эффект. Такие факторы, как постановка целей, оценка, контроль, обучение, понимание и знания оказывают влияние на мотивацию торгового персонала.
Важность и сложность мотивации, а также ее влияние ни исполнение привели к мысли о мотивационном комплексе, который представляет комбинацию факторов, подлежащих рассмотрению, включая вознаграждение, материальные стимулы, нематериальные стимулы, лидерство, управленческий контроль и личность продавца (Donaldson, 1998). Эти факторы, вместе или по одиночке, влияют на индивидуальную мотивацию работы и все исполнение в целом. Индивидуум может реагировать позитивно или негативно на разные факторы, задействованные руководством для мотивации торгового персонала. Стремление к пониманию компонентов мотивации и ее влияния на исполнение должно, по крайней мере, вести к некой экспериментальной формуле для улучшения мотивации продаж. Перед тем как это сделать, необходимо перефразировать и заново осветить проблемы, порожденные недостаточной мотивацией. Одной из проблем является снижающийся уровень продаж. Энтузиазм, стремление и время, которое готов отдать индивид работе, будут существенно снижены, если он недостаточно мотивирован. Этот фактор напрямую влияет на работу продавцов. Смежной проблемой является то, что оборот продаж будет выше у персонала, особенно у лучших работников, который способен (и мотивирован) найти работу везде. Недостаточная мотивация не только ведет к сокращению времени занятости, но также к повышенным затратам, сбыту товаров по низкой цене. Заниженная мотивация зачастую порождает недисциплинированность или плохое отношение к другим коллегам или потребителям. Как и в большинстве профессий, значимость мелких рекламаций возрастает, отвлекая внимание руководства на периферийные проблемы. Условия, которых нужно избегать и которые могут обострить проблему, включают плохую рабочую среду, нечестность в выплате вознаграждений, недостаток перспективы роста, недостаточное участие индивидуума, отсутствие программы стимулирования, непропорциональное количество пожилых продавцов и плохое общение между подчиненными, супервизорами и руководством.
1. Повышение статуса. Признание хорошо выполненной работы, более престижная должность, курс обучения на менеджера, зарплата выше средней — эти факторы не только важны сами по себе, но и как признание усилий и стимулов к повышению трудоотдачи.
2. Позитивные коммуникации. Люди менее мотивированы, если они негативно относятся к работе, к компании и к своей трудовой деятельности. Если это действительно имеет место, то причина недовольства должна быть устранена как изменениями в области товара, цены, дистрибутивной политики, а также изменениями в организационной структуре или управлении в целом. Если же это не так, то руководству все же следует работать над совершенствованием своих информационных сообщений. Это можно сделать на основе измерения степени удовлетворенности через рассмотрение жалоб, содержимого ящика предложений, официальных опросов, собеседований при увольнении с работы или посредством тесного общения со служащими. Какой бы ни была техника или подход, хорошее двустороннее общение важно для эффективного управления торговым персоналом.
3. Индивидуальное признание результатов работы. Продавцы существуют в среде относительной изоляции. Следовательно, они будут чувствительны к дистанции между ними и контролирующем их деятельность органом. Они требуют не только вознаграждений за проделанную работу, но и часто простого позитивного признания их работы.
4. Способность справляться с отказом. В процессе выполнения работы продавцы неизбежно столкнутся с большим количеством отказов, срывов и рекламаций на неудачные покупки. Для того чтобы преодолеть эти негативные явления (особенно это касается начинающих продавцов), руководство должно обучить персонал справляться и быть готовыми к отказам. Эти проблемы относятся к восприятию индивидуумом своей роли, в частности связанных с нею противоречий и двусмысленности.
5. Групповое исполнение. Поскольку продавцы работают самостоятельно, воспитание командного духа, товарищества и группового исполнения является частью работы менеджеров.
6. Доступность и понимание. Применительно ко всем служащим индивидуальность очень важна. В любой момент продавец может столкнуться с личными проблемами, такими как здоровье, финансы, трудности в семье и т. д. К таким проблемам нужен индивидуальный подход.
Формула управления мотивацией в первую очередь включает повышение по службе. Во-вторых, пристальное внимание к ролевым проблемам и реагированию на отказ, особенно для начинающих продавцов. В-третьих, установление частого общения, как индивидуально, так и посредством региональных или командных встреч. В-четвертых, обеспечение тренинга и обучения торгового персонала, включая специальные задания для старших, более опытных сотрудников. Наконец, поддержание тесного контакта с подчиненными, доступность и понимание.