СНАБЖЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ СЖАТЫМ ВОЗДУХОМ
Сжатый воздух в том или ином количестве используется на всех предприятиях или производствах. В одних производствах сжатый воздух низкого и среднего давления используется эпизодически и требуется он в небольших количествах. В других - он требуется непрерывно и в достаточно больших количествах, но невысокого давления. И, наконец, существуют производства, где требуются непрерывно большие количества сжатого воздуха среднего и высокого давления.
Используется сжатый воздух для технологических целей и как энергоноситель. В качестве энергоносителя сжатый воздух используется для работы пневматического инструмента (отбойных молотков, пескоструйных аппаратов, трамбовок и вибраторов, обдувочных аппаратов, молотов, гайковертов и т. п.) с давлением - 0,4.0,8 МПа; для транспортирования
сыпучих материалов (аэротранспорт угольной пыли на тепловых
электростанциях) с давлением 1,3.2,0 кПа; в пневматических системах автоматического регулирования с давлением до 0,6 МПа и др.
Технологический воздух используется в качестве окислителя при сжигании органического топлива в топках котлов, промышленных печей и теплогенераторов (давление воздуха в этом случае 1.30 кПа); для технологических процессов в доменных и мартеновских печах с давлением 0,32.0,45 МПа; в химических и биологических производствах - с давлением до 0,03 МПа, в сушильных установках - примерно с таким же давлением.
Для получения сжатого воздуха используются специальные машины, которые можно классифицировать по принципу действия, а также по степени повышения давления Р2 / Р1, где Р2 - абсолютное давление воздуха на выходе из машины; Р1 - то же на входе в машину. Если степень повышения давления не превышает 1,15, то такие машины называют вентиляторами, они подают сжатый воздух давлением до 15 кПа.
Машины, работающие при Р2 / Р1 > 1, 15, но без охлаждения сжатого воздуха, называют нагнетателями (воздуходувками), они подают сжатый воздух давлением до 30 кПа (0,03 МПа).
Машины со степенью повышения давления больше 1,15 с охлаждением воздуха в процессе сжатия называют компрессорами. Они вырабатывают сжатый воздух давлением 0,32.0,45 МПа (центробежные компрессоры) и 0,6.0,8 МПа и более (центробежные и поршневые компрессоры).
На промышленных предприятиях применяется децентрализованная или централизованная системы производства и распределения сжатого воздуха. Децентрализованной можно назвать такую систему, где нагнетательные машины устанавливаются непосредственно у потребителей, которых они обслуживают. Примером такой системы могут служить вентиляторы или нагнетатели, подающие сжатый воздух в горелки топочных устройств одного котла (индивидуальный вентилятор) или нескольких котлов (групповой вентилятор).
Централизованная система производства сжатого воздуха применяется на промышленных предприятиях, имеющих разнородных потребителей с непрерывным использованием воздуха. Источниками сжатого воздуха в этом случае являются воздуходувные или компрессорные станции.
На воздуходувных станциях (ВС) используются центробежные компрессоры, подающие воздух с давлением до 0,53 МПа в количестве до 115 м /с на одну машину. Приводом для компрессоров служат паровые турбины или электродвигатели. В первом случае источник сжатого воздуха называется паровоздуходувной станцией (ПВС), во втором - электровоздуходувной станцией (ЭВС).
В состав ВС, наряду с центробежными компрессорами с давлением воздуха до 0,53 МПа, могут быть включены центробежные компрессоры повышенного давления (от 0,66 до 1,4 МПа) с паровым или электрическим приводом производительностью до 53 м3/с.
Компрессорные станции оборудуют центробежными или поршневыми компрессорами. Преимущество отдается первым, так как поршневые компрессоры тихоходны, имеют значительные габариты и ограниченную производительность (несколько более 1,1 м /с), а также загрязняют сжатый воздух маслом. Несмотря на эти недостатки, поршневые компрессоры имеют широкое распространение вследствие высокой экономичности при малых и средних производительностях и хорошей маневренности, что важно при работе на переменных режимах. Поэтому они используются на станциях малой производительности с высоким давлением сжатого воздуха (от 0,25 до 10 МПа и более).
Воздуходувные и компрессорные станции располагаются в отдельно стоящих зданиях. Основными структурными элементами компрессорной станции, схема которой приведена на рис.39, являются: 1 - воздухозаборник; 2 - фильтр; 3 - влагоотделитель; 4 - компрессор; 5 - охладитель воздуха, 6 - влагомаслоотделитель; 7 - ресивер; 8 -воздухопровод к потребителям.
Рис. 39 |
Забор воздуха производится снаружи компрессорной станции из места с наименьшим загрязнением, через фильтр. После фильтрации воздух осушается для предотвращения попадания капельной влаги в компрессор и охлаждается. Охладители воздуха разделяются на междуступенчатые и концевые. Первые охлаждают воздух между ступенями компрессора, что повышает его экономичность. Снижение температуры воздуха в концевых охладителях позволяет сконденсировать влагу воздуха и отделить ее вместе с маслом, попавшим в воздух в компрессоре, в специальном масловлагоотделителе; кроме того, снижение температуры уменьшает опасность воспламенения капель масла, взвешенных в воздухе. Компрессоры снабжаются ресивером (сборником воздуха), предназначенным для сглаживания колебаний давления в воздуховодах.
Воздуховоды (воздухопроводы) прокладываются под землей в проходных каналах или над землей на высоких эстакадах совместно с другими коммуникациями. В помещениях воздуховоды прокладываются под полом, по стенам здания и по наружным ограждениям технологического оборудования (котлов, домен, печей и пр.).
Затраты на производство сжатого воздуха довольно значительны. Доля стоимости воздуха в себестоимости выпускаемой продукции предприятия также в отдельных случаях может быть очень высокой. Так, в доменном производстве стоимость воздушного дутья в доменные печи составляет около 33% себестоимости полученного чугуна, в мартеновском - около 30% себестоимости стали. Удельный расход топлива на выработку сжатого воздуха для доменных печей составляет 19-20 кг условного топлива на 1000 м воздуха, приведенного к нормальным условиям. Из вышеизложенного следует, что повышение экономичности производства сжатого воздуха позволит значительно снизить себестоимость выпускаемой предприятиями воздухоемкой продукции.
Наиболее перспективными направлениями удешевления производства сжатого воздуха являются: увеличение единичной мощности и повышение параметров пара турбопривода компрессоров, использование более экономичных осевых компрессоров. Так, переход от пара с параметрами 3,5 МПа и 435°С к использованию пара 9 МПа и 535°С снижает удельный расход условного топлива с 19-20 до 17-18 кг на 1000 м воздуха, что соответствует снижению себестоимости 1000 м воздуха примерно на 11,5%.
К качеству сжатого воздуха предъявляется ряд требований. Влажность воздуха, поступающего в компрессор, должна быть минимальной, так как капельная влага смывает смазочное масло со стенок цилиндров, что приводит к ускоренному их износу. Кроме того, наличие жидкости в цилиндрах может вызвать гидравлический удар и механические разрушения механизма и корпуса. Скопление жидкости в воздухопроводах приводит к закупорке их, также к образованию ледяных пробок (в зимнее время).
В некоторых технологических процессах используется воздух, очищенный не только от капельной влаги, но и от ее паров и других примесей. В этом случае используются осушительные установки двух принципов действия: в одних осушка производится при помощи твердых абсорбентов - поглотителей влаги, в других воздух охлаждается до температуры ниже точки росы, сконденсировавшаяся при этом влага удаляется. Стоимость оборудования для осушки воздуха довольно высока (около 50% стоимости используемого компрессорного оборудования), а расход энергии на осушку составляет примерно 5% расхода энергии на выработку сжатого воздуха.
Наличие пыли в воздухе в ряде случаев недопустимо. Попадание пыли в проточную часть компрессора вызывает нарушение герметичности клапанов на всосе и выхлопе воздуха, в цилиндрах она смешивается с маслом и образует абразивную пасту (быстрый износ цилиндров, повышение их температуры). Фильтры (см. рис.39) отделяют частицы диаметром меньше 10 мкм. Содержание пыли в кубометре воздуха не должно превышать 1 мг.